АЛМАТЫ. 19 апреля. Kazakhstan Today. В I квартале 2007 года железнодорожным транспортом перевезено 60 580,9 тыс. тонн грузов, что выше уровня соответствующего квартала 2006 года (54 929,6 тыс. тонн) на 10,3%. Об этом Kazakhstan Today сообщили в Агентстве РК по статистике.
При этом удельный вес железнодорожного транспорта в общем объеме грузооборота по республике в отчетный период составил 58,91% (46 346,3 млн тонно-километров), что выше уровня января - марта 2006 года на 10,4% (41 996,9 млн тонно-километров).
В марте 2007 года к прошедшему месяцу (февралю) индекс тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не изменился; к декабрю 2006 года - снизился на 1,1%; к марту 2006 года - увеличился на 0,1%. В то же время индекс тарифов на грузоперевозку по железной дороге в I квартале 2007 года по сравнению с I кварталом 2006 года увеличился на 4,1%.
На сайте Министерства транспорта и коммуникаций РК (МТК) приводится информация о тарифах на перевозку грузов на расстояние 1000 км железнодорожным транспортом от 15 января 2007 года. В частности, на перевозку 1 тонны зерновых культур в межобластных сообщениях тариф составляет 1016 тенге, международным экспортным сообщением - 1257 тенге, международным импортным сообщением - 1262 тенге; угля - 789, 957 и 970 тенге соответственно; нефтепродуктов - 1265, 4719 и 1573 тенге соответственно; руды металлической - 843, 1042 и 1047 тенге; лесоматериалов - 1156, 1430 и 1437 тенге. При этом за перевозку 1 тонны металлов черных тариф составляет 2350 тенге по всем сообщениям; цемента - 1271 тенге по всем сообщениям, сообщается на веб-сайте МТК РК.
Согласно статданным, рост объема перевозок грузов железнодорожным транспортом в январе 2007 года к январю 2006 года в Казахстане составил 14%. Для сравнения: в Армении объем перевозок грузов увеличился в 2,5 раза; Кыргызстане - на 77,6%; Таджикистане - на 29%; Украине - на 21%; Азербайджане - на 11%; Беларуси - на 4%, и только в Молдове зафиксировано уменьшение - на 5%, сообщили в статагентстве.
Кроме того, в Казахстане в январе - феврале 2007 года по сравнению с январем - февралем 2006 года погрузка грузов на железнодорожном транспорте общего пользования (исключая грузы, поступающие с железных дорог стран СНГ) увеличилась на 12%. Для сравнения: в Кыргызстане она увеличилась на 67,2%; Таджикистане - на 6,2%; России - на 7,8%; Украине - на 15%; Молдове - на 79,4%; Армении - на 82,7%. В то же время в других государствах СНГ наблюдалось уменьшение этого показателя. В частности, в январе - феврале 2007 года по сравнению с январем - февралем 2006 года погрузка грузов на железнодорожном транспорте общего пользования снизилась в Беларуси (на 1,9%) и Азербайджане (на 3,9%), говорится в сообщении статагентства.
По информации президента АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (АО "НК "КТЖ") Ерлана Атамкулова, около 70% грузов из Казахстана в Россию и обратно транспортируется по железной дороге.
Главной статьей доходов КТЖ являются поступления от грузоперевозок. Согласно информации сайта Казахстанской фондовой биржи (KASE), доходы КТЖ от грузовых перевозок в 2004 году составили 85,5% (209,5 млрд тенге) от общей суммы доходов; в 2005 году - 84,9% (243,1 млрд тенге) от общей суммы доходов. Доход КТЖ от транспортных услуг по грузовым перевозкам, предоставленных третьим сторонам, в 2005 году составил более 87% (244,46 млрд тенге) от общего количества доходов. Сведения о доходах от грузовых перевозок за 2006 год отсутствуют.
Постановлением правительства РК от 25 декабря 2004 года №1389 национальным перевозчиком грузов железнодорожным транспортом определена дочерняя организация АО "НК "КТЖ" - АО "Казтемиртранс".
Компания "Казтемиртранс" создана в октябре 2003 года и до перерегистрации именовалась АО "Казжелдортранс". По информации сайта компании, в сферу услуг АО "Казжелдортранс", в частности, входит перевозка грузов железнодорожным транспортом, в том числе негабаритных, специальных, воинских и опасных грузов.
Кроме того, в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом также оперируют аффилированные акционерные общества КТЖ - АО "Казтранссервис" и АО "Кедентранссервис".
По информации сайта КТЖ, АО "Казтранссервис", созданное в 1999 году, является железнодорожной компанией со 100-процентным государственным участием. Компания занимается планированием перевозок грузов в контейнерах и грузовых вагонах во внутриреспубликанском и международном сообщениях; согласованием с железнодорожными администрациями планов перевозок грузов в контейнерах и грузовых вагонах; осуществлением ремонта контейнеров, в том числе специальных контейнеров, применяемых для перевозок опасных грузов.
В РК погрузочно-разгрузочными и крановыми работами, перевозкой грузов, оказанием брокерских услуг, таможенным оформлением и хранением грузов занимается также компания АО "Кедентранссервис".
На сайте АО "НК "КТЖ" приведен перечень экспедиторских организаций, заключивших договоры на грузоперевозки в международном (исключая транзит), межобластном, межрайонном (междугородном) сообщениях на 2007 фрахтовый год. Всего 247 организаций, из них в Алматы зарегистрировано 144, Астане - 46, других городах Казахстана (Актобе, Уральск, Караганда, Атырау) - 55, а также в Москве - 2.
Все отношения в сфере услуг по грузоперевозкам железнодорожным транспортом регулируются законом РК №266-II "О железнодорожном транспорте" от 8 декабря 2001 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2006 года. В частности, глава 6 закона посвящена безопасности движения, охране грузов и объектов железнодорожного транспорта; глава 7 - организации перевозки груза; глава 9 - перевозке багажа и грузобагажа; глава 10 - ответственности по обязательствам, вытекающим из перевозки. Кроме того, отношения в сфере грузоперевозок регулируются также другими нормативно-правовыми актами.
В Казахстане вопросами в сфере грузоперевозок железнодорожным транспортом занимаются два объединения предпринимателей - Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) (КазАПО) и Ассоциация национальных экспедиторов РК (АНЭК). Председателем КазАПО и АНЭК является Нигматжан Исингарин.
По данным КазАПО, ассоциация учреждена в 2004 году, в ее состав входит 18 компаний-операторов вагонов. Доля перевозок грузов в собственных вагонах составляет 31,3% от общего объема перевозок в РК, в экспортном сообщении - 46%.
В АНЭК входит более 70 компаний (экспедиторы, страховые компании, частные владельцы подъездных путей, АО "НК "КТЖ" и его дочерние предприятия).
На рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом существует множество проблем. В частности, в интервью корреспонденту Kazakhstan Today начальник управления экономической и тарифной политики Комитета путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций РК Нурдаулет Килыбай сообщил, что в настоящее время изношенность парка грузовых вагонов, независимо от типа перевозимых грузов, составляет около 60%. В то же время Н. Килыбай отметил, что в этом году Минтранском планирует обновление парка грузовых вагонов, в основном за счет вагонов российского производства.
По мнению исполнительного директора АНЭК РК Ильи Сегала, которое он высказал в интервью корреспонденту Kazakhstan Today, с целью уменьшения проблем на рынке грузоперевозок железнодорожным транспортом необходимо формирование равных условий - для частников и для государственных предприятий.
Согласно исследованию проблем железнодорожных перевозок в РК, проведенному Форумом предпринимателей Казахстана (ФПК) и обнародованному в апреле 2007 года, главными недостатками на рынке грузоперевозок являются отсутствие конкуренции, нехватка подвижного состава, высокие тарифы при низком качестве, высокая степень износа основных фондов. Кроме того, по данным ФПК, при организации железнодорожных грузоперевозок проблемой являются также бюрократические процедуры при ведении дел с железнодорожными организациями, отсутствие гарантии сохранности грузов, нарушение сроков доставки, вымогательство и коррупция.
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна