В рамках работы экспертной группы по направлению "Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры" в 2009 году проведено обсуждение и согласование документов в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении стран, не являющихся членами Таможенного союза, а также на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с Решением МГС от 21 мая 2010 года № 37 с 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года (далее - Соглашение). Соглашение 2008 года ратифицировано Законом Республики Казахстан от 21 марта 2009 года № 142-IV. С 1 июля 2010 года полномочия, предусмотренные Соглашением, в отношении товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для единой таможенной территории государств Сторон переданы КТС.
Вместе с тем, в соответствии с Решением № 339 Комиссии таможенного союза от 17 августа 2010 года на переходный период проведение расследований поручено уполномоченным органам Сторон в части выполнения процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований в соответствии с положениями Соглашения.
В соответствии с Решением КТС от 20 сентября 2010 года № 401 утвержден Временный регламент проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в Комиссию Таможенного союза, которым определяется порядок проведения расследований и принятия решений по ним на единой таможенной территории Таможенного союза.
Кроме того, в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 59 принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода (далее - Соглашение переходного периода), которое определяет процедуры пересмотра действующих национальных мер на предмет их унификации, порядок завершения расследований, не завершенных Сторонами до даты подписания этого Соглашения, и сроки действия этих мер на национальном уровне. (Опубликовано на веб-сайте Министерства от 4 декабря 2010 года).
Также, вышеуказанным решением принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих, в том числе, конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (далее - Протокол). (Опубликовано на веб-сайте Министерства от 4 декабря 2010 года).
В настоящее время во исполнение пункта 3 Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. № 59 проводится работа по ратификации Соглашения переходного периода и Протокола.
Следует отметить, что в рамках переговоров экспертной группы по направлению "Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры" разработан и находится в стадии согласования проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года в целях обеспечения соответствия отдельных положений данного Соглашения нормам ВТО.
Министерством на постоянной основе ведется активная работа по защите отечественных товаропроизводителей от возросшего импорта товаров.
Так, в целях защиты отечественных производителей и пресечения недобросовестной конкуренции, на основании заявлений отечественных производителей, Министерством проведены следующие мероприятия:
Принято постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2010 года № 535 "О начале разбирательства в отношении импорта некоторых видов аккумуляторных батарей". (Опубликовано на веб-сайте Министерства от 27 июля 2010 года).
Данным постановлением предусмотрено начало разбирательства в отношении импорта некоторых видов аккумуляторных батарей, а также осуществление в установленном законодательством порядке лицензирования импорта данных товаров до завершения процедуры разбирательства.
Следует отметить, что в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, вступившего в силу с 1 июля 2010 года, единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Таким образом, Правительством Республики Казахстан принято постановление от 29 ноября 2010 года № 1269 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2010 года № 535", в части отмены лицензирования в отношении аккумуляторных батарей, ввозимых из Российской Федерации и Республики Беларусь на территорию Республики Казахстан. (Опубликовано на веб-сайте Министерства от 4 декабря 2010 года).
Также завершены разбирательства в отношении возросшего импорта некоторых видов кондитерских изделий, а также ваты и изделий из нее, дрожжей пекарных активных.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам торговой политики и участия в международных экономических организациях от 22 февраля 2010 года № 17-48/и-127 одобрено введение защитных пошлин на импорт вышеуказанных товаров.
В этой связи, Министерством разработаны соответствующие проекты постановлений Правительства Республики Казахстан, по которым в настоящее время ожидается принятие соответствующих решений Правительства Республики Казахстан.
Вместе с тем, следует отметить, что информация в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на постоянной основе размещается на официальном сайте Министерства.
Распределение тарифной квоты на импорт мяса на 2011 год
Решение о введении с 1 января 2011 года тарифных квот в отношении импортируемого мяса КРС свежего, охлажденного и мороженного, свинины и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0201, 0202, 0203, 0207) принято Комиссией таможенного союза от 18 ноября 2010 года № 505 "О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2011 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств-членов Таможенного союза".
Следует отметить, что механизм применения тарифной квоты направлен на оказание поддержки отечественных сельхозтоваро-производителей в части установления высоких таможенных пошлин на ввоз мяса вне тарифной квоты, а также на обеспечение импорта товаров по низким таможенным пошлинам для поддержки баланса потребления внутри страны.
Так, по данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан за последние годы, в результате реализации ряда принятых государственных и отраслевых программ, а также значительной поддержке со стороны государства, достигнута стабилизация в отрасли животноводства и наметился устойчивый рост объемов производства животноводческой продукции, в том числе и мяса (за последние 5 лет объемы производства мяса в республике во всех категориях хозяйств увеличились, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов поставок сырья на мясоперерабатывающие предприятия и загрузке их мощностей, и оптово-розничным компаниям).
В настоящее время, в целях реализации вышеуказанного решения, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан разрабатывается проект постановления Правительства Республики Казахстан, которым будут распределены объемы тарифных квот между поставщиками мяса по историческому принципу.
Так, объемы тарифной квоты будут распределены между поставщиками (юридическими и физическими лицами), осуществлявшими поставки мяса в 2008-2010 годах, пропорционально объему их поставок.
Доля каждого участника рассчитывалась следующим образом:
1) рассчитывается удельный вес каждого из поставщиков в среднегодовом (за 2008-2010 годы) объеме импорта;
2) исходя из удельного веса каждого из участников внешнеэкономической деятельности, будет определен индивидуальный размер тарифной квоты в объеме, определенном на 2011 год.
При этом участникам необходимо было соответствовать следующим критериям:
- осуществлять ввоз данного вида мяса, по меньшей мере, предыдущий год (2010 г.);
- ввоз осуществляется из стран дальнего зарубежья;
- объем ввоза мяса должен превышать 25 кг;
Информация о фактическом импорте предоставляется Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан на основе электронных копий грузовых таможенных деклараций.
В случае если компания не соответствует вышеуказанным требованиям, она не может быть включена в перечень предприятий, между которыми распределяется тарифная квота.
В таком случае, она можете осуществлять импорт из стран дальнего зарубежья по ставкам, установленным для ввоза вне тарифной квоты или приобретать у отечественных производителей мяса, либо ввозить из стран СНГ, товарооборот с которыми таможенными пошлинами не облагается.
Переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО продолжается
С 1 января 2010 года началась практическая реализация Таможенного союза, который подразумевает применение единой торговой политики в отношении третьих стран.
В этой связи, с июня 2009 года по март 2010 года двусторонние переговоры со странами-членами ВТО по вступлению Казахстана в ВТО не проводились. Данный факт связан с изменениями торговой политики Казахстана и других стран Таможенного союза в связи с началом практической реализации Таможенного союза.
На сегодняшний день Казахстан завершил двусторонние переговоры по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг с 24 странами-членами ВТО с подписанием соответствующих Протоколов.
Следует отметить, что в 2010 году Казахстан завершил двусторонние переговоры по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг с подписанием соответствующих Протоколов с такими странами-членами Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, как Республика Эквадор и Республика Эль-Сальвадор, которые стали 23-й и 24-й странами.
Вместе с тем, переговоры по вступлению Казахстана в ВТО находятся на завершающей стадии с США, ЕС и Королевством Саудовской Аравии.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.