Сотни миллионов тенге недополучил бюджет страны из-за контрабанды зерна - сенатор
Предварительный ущерб государству составляет более 660 млн тенге
Астана. 1 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Сотни миллионов тенге недополучил бюджет страны из-за контрабанды зерна. Об этом сообщил депутат сената парламента Андрей Лукин, озвучивая запрос на имя заместителя премьер-министра - министра финансов Ерулана Жамаубаева.
Изучение текущей ситуации свидетельствует о наличии устойчивой схемы нелегального ввоза пшеницы из Российской Федерации в Казахстан по фиктивным документам, а порой и вообще без документов, уплаты НДС на импорт либо по формальным договорам временного хранения с последующий экспортом в третьи страны под видом казахстанской продукции с возмещением по ним НДС за счет бюджета. В результате недобросовестные налогоплательщики остаются безнаказанными, в бюджет не поступают налоги, которые возможно было бы направить на финансирование социальных проектов", - сказал депутат.
Он отметил, что основной проблемой является бесконтрольный ввоз зерновой продукции. В 2019-2022 годах импорт зерна в Казахстан составил 3,4 млн тонн на 207 млрд тенге. В частности, в 2019 году из России ввезено 464 тонны пшеницы, из которых по 127 тысячам тонн в бюджет не уплачен НДС на импорт более чем на 504 млн тенге, в 2020 году - по 17,5 тысячи тонн на 247 млн тенге и т.д. Это привело к аномальному росту экспорта указанного товара из Казахстана в третьи страны - с 700 тысяч до 1,5 млн тонн.
Правоохранительными органами подтверждена схема нелегального ввоза пшеницы по фиктивным документам, и только предварительный ущерб государству в виде неуплаченного НДС от ввезенного товара из России в Казахстан составляет более 660 млн тенге. Указанное свидетельствует о применении и предпринимателями двух стран схемы получения льгот по НДС путем экспорта российского зерна под видом казахстанского", - сказал Лукин.
Он отметил, что причиной такого положения дел является отсутствие системы учета и дальнейшего контроля использования ввозимой из России зерновой продукции.
Проблема экономической контрабанды являет очень актуальной в плане правильной ее идентификации. Уголовным кодексом определено понятие экономической контрабанды, как перемещение через там границу товаров сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо сопряженное с их недекларированием или указание заведомо недостоверных сведений в заявление о выпуске товаров. Умысел при их совершении направлен исключительно от уплаты от таможенных платежей. При этом за уклонение уголовная ответственность наступает и по другой статье УК - 236. Таким образом уголовное законодательство за один преступный умысел предусматривает два разных вида уголовных правонарушений. И если в одном мы конфискуем товар, то в другом - после уплаты необходимых платежей товар возвращаем", - уточнил сенатор.
Он отметил, что возникает острая необходимость законодательного вмешательства в данную ситуацию посредством внесения поправок, направленных на разграничение контрабанды от уклонения.
Для разрешение вышеуказанных вопросов предлагается разграничить признаки уголовных правонарушений контрабанды и уклонений, оцифровать процесс учета и контроля ввозимых товаров из стран ЕАЭС и усилить контроль Комитета госдоходов по пресечению теневого вывоза товаров.