Алматы. 10 декабря. Kazakhstan Today - Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз роста ВВП Казахстана в 2011 году с 5,1% до 5%, сообщает агентство со ссылкой на пресс-релиз МВФ.
С 1 по 9 декабря 2010 года в Астане и Алматы находилась миссия МВФ во главе с Аной Люсией Коронель для анализа ситуации в экономике и финансовом секторе в период после завершения в июле 2010 года консультаций в соответствии со Статьей IV и обсуждения перспектив экономического развития. По завершении визита г-жа Коронель сделала заявление.
Согласно выводам миссии, состояние экономики Казахстана, как и глобальной экономики, начало улучшаться, однако для достижения устойчивости восстановления необходимо обеспечить его более широкую основу. Благодаря поддержке государственного сектора и благоприятной ситуации на мировых сырьевых рынках продолжилось восстановление роста ВВП в реальном выражении; по расчетам сотрудников МВФ, в 2010 году он составит 5,5% процента. Ведущую роль в обеспечении экономического роста играют отрасли, связанные с нефтью и полезными ископаемыми, а также смежные с ними секторы услуг, включая транспорт и связь. Некоторое улучшение в сфере розничной торговли, отражающее прежде всего рост потребления после вызванного кризисом спада, способствует восстановлению экономики; тем не менее уровень активности в строительстве и секторе недвижимости остается пониженным. По расчетам сотрудников МВФ, в 2011 году рост экономики составит около 5% и будет по-прежнему обусловлен в основном добычей нефти и полезных ископаемых, в то время как сохраняющиеся трудности в банковском и корпоративном секторах и далее будут ограничивать масштабы восстановления внутреннего спроса.
МВФ считает, что существует явная необходимость восстановления внутреннего спроса с помощью стимулирования диверсификации экономики и развития эффективного финансового посредничества. Необходимо, чтобы природные богатства стали опорой для развития внутренней экономики и финансовой системы. Официальные органы приступили к реализации Программы развития 2020, предусматривающей увеличение доли обрабатывающих, а также малых и средних предприятий в ВВП, повышение производительности труда в сельском хозяйстве, проведение реформ в здравоохранении и образовании. Эти усилия могут оказаться полезными для экономики в среднесрочной перспективе, особенно в том случае, если они будут сопровождаться структурными реформами в целях дальнейшего улучшения деловой среды, развития конкуренции, повышения производительности труда и эффективности управления. Не менее важно создать устойчивую, хорошо регулируемую финансовую систему с достаточным уровнем капитализации, что необходимо для обеспечения эффективного распределения ресурсов в рамках Программы развития, укрепления внешнего доверия и устойчивости диверсификации экономики.
Члены миссии делают вывод, что острая фаза кризиса завершилась, однако банковский и корпоративный секторы не восстановились полностью, и восстановление их устойчивости является главным приоритетом. Несмотря на наличие большого объема банковской ликвидности и некоторый прирост депозитов (с увеличением доли депозитов в тенге), значительный объем необслуживаемых кредитов (НОК) создает постоянный фактор риска для капитала банков. Совокупный объем резервов на покрытие возможных убытков по проблемным ссудам снижается, и, хотя он остается высоким, на него может оказать отрицательное влияние сомнительность возврата реструктурированных кредитов. Неопределенность в отношении надежности источников финансирования, потребностей в создании резервов на покрытие возможных убытков и последствия ожидаемых мер по ужесточению регулирования все более побуждают банки к формированию резерва наличности и ограничению кредитной активности. В этих условиях в ненефтяном корпоративном секторе сохраняется высокая доля заемных средств вследствие значительных заимствований в предкризисный период, что еще более ограничивает список потенциальных заемщиков и создает препятствия для урегулирования НОК. Тем самым подчеркивается, что для восстановления ненефтяного сектора и урегулирования НОК понадобится более согласованная политика государства в отношении улучшения состояния балансов банков и предприятий, что приведет к разблокированию каналов кредитования.
По мнению МВФ, в рамках гармонизированной и прозрачной стратегии при ведущей роли государства банкам и предприятиям следует активизировать работу по восстановлению своей финансовой устойчивости. Применяемый в настоящее время сегментированный подход к решению проблемы НОК посредством выделения льготных кредитов определенным секторам экономики оказался неэффективным для преодоления трудностей и может и далее приводить к возникновению перекосов на рынке. Требуется активизация усилий по осуществлению реструктуризации необслуживаемых кредитов с помощью мер, обеспечивающих устойчивость как финансовой системы, так и корпоративного сектора, включая квазигосударственные предприятия.
МВФ считает, что эти меры должны включать, во-первых, оценку потребности банков в капитале и прозрачное урегулирование НОК. Недавние нормативные и надзорные усовершенствования, реализованные Агентством по финансовому надзору (АФН), необходимо дополнить перспективной диагностической оценкой качества активов системных банков. В случае необходимости следует оперативно принять меры по привлечению нового капитала, в идеальной ситуации - за счет существующих акционеров и иных негосударственных инвесторов, а также иметь в наличии резервные планы, предусматривающие использование государственных средств. Реализуемые банками мероприятия по содействию урегулированию НОК необходимо поддержать с помощью централизованного механизма управления проблемными активами на укрупненном уровне. Это следует сделать до начала реструктуризации корпоративного сектора, поскольку жизнеспособные банки должны располагать необходимым капиталом и стимулами для участия в реструктуризации корпоративного сектора.
Во-вторых, необходимо содействие упорядоченному и прозрачному процессу сокращения доли заемных средств в ненефтяном корпоративном секторе. С учетом тесной взаимосвязи между напряженностью в корпоративном секторе и трудностями в банковском секторе существует потребность в комплексном решении. Для успешного сокращения доли заемных средств у юридических лиц и привлечения капитала со стороны стратегических инвесторов потребуются юридическая реформа и реформа механизмов управления, а также согласование по срокам и содержанию с урегулированием в банковской системе. Следует избегать сегментированного подхода, в том числе в виде приобретения государством долей в акционерном капитале отдельных негосударственных структур, в пользу более прозрачной и комплексной стратегии.
В-третьих, есть необходимость устранения юридических недостатков. Урегулирование в финансовом и корпоративном секторах должно быть поддержано усилиями по укреплению режимов банкротства, взыскания залогового обеспечения и неплатежеспособности, а также по реформированию налогового кодекса. В этой связи приветствуется проводящаяся работа по постановке на учет и списанию неработающих активов. Успешная работа в этих направлениях станет дополнением к недавно реализованным мероприятиям по повышению прозрачности среди крупных акционеров банков, что приведет к улучшению деловой среды.
В-четвертых, нужна координация деятельности различных официальных органов. Существует потребность в координации деятельности официальных органов (возможно, посредством Совета по финансовой стабильности) в вопросах урегулирования проблем с балансами. В этой связи АФН необходимо найти баланс между ужесточением регламентации и поддержкой восстановления банков и корпораций, одновременно обеспечивая приоритетность благополучия финансовой системы над возобновлением роста кредитования.
Несмотря на то, что сохраняется адаптивный характер денежно-кредитной политики, необходимо внимательно следить за инфляцией. Умеренное восстановление в неэкспортных отраслях способствовало относительному сдерживанию инфляции, хотя ее показатель приблизился к верхнему значению коридора, установленного в пределах 6 - 8 процентов. С учетом риска, который несут с собой рост цен на продовольствие и планируемые государственные расходы, необходимо следить за инфляцией, сохранять положительными реальные процентные ставки, а также постепенно отказываться от административных методов установления цен. Принимая во внимание улучшение
ситуации в финансовом секторе, экономике может пойти на пользу увеличенная гибкость обменного курса и меньший объем вмешательства со стороны центрального банка, что позволит укрепить способность экономики реагировать на внешние потрясения и повысит эффективность денежно-кредитной политики.
У Казахстана сохраняются сильные позиции во внешнеэкономической сфере, а официальным органам следует подготовиться к регулированию возможного увеличения притока средств из-за рубежа. За счет роста экспорта сырьевых товаров сальдо внешнего счета текущих операций вновь стало положительным, при этом происходит увеличение объема международных резервов и активов нефтяного фонда. Ожидается, что приток капитала будет поддерживаться за счет прямых иностранных инвестиций в нефтяную отрасль и внешних источников, в том числе, за счет более широкого использования частно-государственного партнерства при реализации запланированных проектов развития. С учетом обильной международной ликвидности органы регулирования денежно-кредитного обращения и надзора должны быть готовы к работе в условиях возможного возобновления краткосрочного притока средств.
Официальными органами обоснованно предусматривается консолидация бюджета в среднесрочной перспективе; при этом необходимо обеспечить эффективность государственных расходов. Фискальная политика по-прежнему ориентируется на поддержку восстановления экономики. В то же время, учитывая разовый характер реализованных в 2008-2009 годы антикризисных мероприятий, в 2010 году произошло общее ужесточение фискальной политики; при этом увеличивается доля доходов от нефти, которые направляются на сбережения. Однако в бюджете на 2011 год предусматривается дальнейшее повышение заработной платы в бюджетной сфере и социальных расходов.
Указанные расходы, от которых будет трудно отказаться, следует тщательно взвесить с учетом необходимости избегать излишнего увеличения налогового бремени на ненефтяные отрасли экономики. Кроме того, необходимо внимательно контролировать условные бюджетные риски, в том числе, связанные с увеличением задолженности квазигосударственных структур, и учитывать их в рамках комплексного подхода к оценке фискальной устойчивости.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.