В целях развития взаимовыгодного сотрудничества между прикаспийскими странами
Министерство транспорта и коммуникаций
В целях развития взаимовыгодного сотрудничества между прикаспийскими странами
3-4 октября 2008 года в городе Астрахани состоялась межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств с участием заместителей глав государств и профильных министров, представителей деловых и экспертных кругов прикаспийских государств.
В ходе конференции состоялось пленарное заседание на тему "Перспективы экономического сотрудничества государств Прикаспийского региона", на котором были обсуждены проблемы освоения энергетических ресурсов и развития эффективной инфраструктуры в Каспийском регионе, развития мультимодальных перевозок, вопрос целесообразности создания Организации каспийского экономического сотрудничества и др. В числе заместителей глав правительств прикаспийских стран с докладом выступил и заместитель премьер-министра РК Умирзак Шукеев.
Также состоялись рабочие сессионные заседания по нескольким направлениям. В работе сессионного заседания на тему "Перспективы развития мультимодальных перевозок в каспийском регионе и взаимовыгодного сотрудничества прикаспийских государств в области транспорта" принял участие и выступил с докладом вице-министр транспорта и коммуникаций РК Женис Касымбек. В ходе заседания были рассмотрены вопросы развития портовой инфраструктуры, развития железнодорожно-паромного сообщения в Каспийском регионе, мультимодальных перевозок и др.
Справочно:
Сегодня Казахстан является участником основных международных транспортных коридоров (ТРАСЕКА, Север - Юг, Среднеазиатский коридор, Трансазиатская железнодорожная магистраль) и ведет активную работу по интеграции в трансъевропейские и азиатские транспортные сети.
В прикаспийском регионе Министерством транспорта и коммуникаций РК реализуется ряд инфраструктурных проектов, направленных на развитие транзитного потенциала и инфраструктурное обеспечение других отраслей экономики. Проекты:
- расширение порта Актау в северном направлении;
- развитие порта Баутино;
- развитие порта Курык;
- строительство железнодорожной линии Ералиево - Курык;
- строительство железнодорожной линии Мангышлак - Баутино;
- строительство железнодорожной линии Узень - гос. граница с Туркменистаном;
Одним из крупнейших и перспективных проектов железнодорожной отрасли является строительство новой железнодорожной линии Бейнеу - Жезказган протяженностью 988 км (стоимость - 2,3 млрд долл. США). С появлением магистрали будет проложен новый транзитный маршрут через всю страну с востока на запад, от пограничной с Китаем станции Достык до порта Актау. Реализация проекта позволит сократить протяженность маршрута следования поездов в сообщении с западным регионом и азиатскими странами через морской порт Актау в среднем на 600 км, привлечь на железные дороги страны значительные объемы транзитных грузов, перевозимых между Китаем, Европой и Кавказом.
Кроме того, вдоль восточного побережья Каспия планируется строительство новых железных дорог, что позволит увеличить потенциал коридора Север - Юг.
Стоит особо отметить начало реализации строительства новой железной Узень - Кызылкая - Берекет - Этрек - Горган, который соединит Казахстан через Туркменистан с Ираном. Решение о строительстве данной железной дороги принято на 2-м саммите прикаспийских государств. Тем самым будет создан сквозной коридор "Европа - Прикаспий - Персидский залив". Реализация проекта отвечает интересам не только Казахстана и Туркменистана, но также и интересам других соседних стран.
Большое значение для нас имеет уровень развития портовой инфраструктуры на Каспии. В настоящее время общий объем грузов, перевозимый по Каспийскому морю, составляет порядка 30 млн тонн. С целью создания надлежащей конкурентной среды и привлечения инвестиций в развитие портовых инфраструктур в настоящее время ведется работа по расширению порта Актау в северном направлении. Реализация данного проекта позволит увеличить в 2 раза производственную мощность порта по перевалке нефтеналивных и сухих грузов (до 23 млн тонн в год).
Программой освоения Каспийского шельфа также предусматривается развитие порта Курык с созданием нефтеналивного терминала мощностью до 20 млн тонн в год. Таким образом, меры по развитию портов на Каспии будут способствовать обеспечению мультимодальных перевозок.
Кроме того, строительство новой железнодорожной линии Ералиево - Курык на концессионной основе создаст условия для развития береговой инфраструктуры прикаспийских территорий Республики Казахстан и транспортное обслуживание порта Курык.
Сегодня в казахстанском секторе Каспийского моря работают порядка 150 судов флота поддержки морских операций под казахстанским флагом.
В целях их поддержки ведется реализация проектов по развитию порта Баутино, в частности по сервисному обслуживанию.
На следующие два года запланировано строительство железнодорожной линии Мангышлак - Баутино протяженностью 135 км, которое также будет реализовано на основе концессии. Это позволит довести объемы перевалки грузов через порт Баутино до 4 млн тонн.
Кроме того, министерством ведется определенная работа по развитию автодорожной отрасли, в частности, Программой развития автодорожной отрасли на 2006 - 2012 годы предусмотрена полная реконструкция международного транзитного коридора Астрахань - Атырау - Актау - граница Туркменистана.
Полное завершение автодороги Атырау - Бейнеу, общей протяженностью 427 км планируется в 2009 году. Реализацию проекта реконструкции автодороги Бейнеу - Актау, протяженностью 470 км, планируется начать на концессионной основе в ноябре 2008 года. В 2005 году введен в эксплуатационное обслуживание участок Атырау - Уральск протяженностью 488 км. В 2007 году введен в эксплуатацию мост через пограничную реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань - Атырау.
О развитии аэропортов г. Актау и г. Атырау
В настоящее время начата реализация проекта строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта г. Актау на концессионной основе, а также реконструкция взлетно-посадочной полосы данного аэропорта.
Завершена взлетно-посадочная полоса аэропорта г. Атырау и проектом "Модернизация аэропортовой инфраструктуры аэропорта г. Атырау" предусмотрено строительство нового аэровокзала, а также нового грузового терминала.
Состояние транспортной инфраструктуры является определяющим фактором для экономики Казахстана, поэтому его развитие в западном регионе страны является одним из ключевых и приоритетных на сегодня.
Пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций РК
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна