В РК впервые разрабатывается генеральная схема организации территории
Исследование тенденций демографической ситуации за последние 20 лет позволило выявить острые проблемы в расселении населения. С одной стороны наблюдается массовая миграция сельского населения в города. С другой - ложная урбанизация.
Астана. 15 мая. Kazakhstan Today - В Казахстане впервые разрабатывается Генеральная схема организации территории страны, работа над которой должна завершиться в текущем году, передает Kazakhstan Today.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что Генеральная схема организации территории Республики Казахстан разрабатывается с 2010 по 2013 годы в соответствии со Стратегией "Казахстан-2030", Прогнозной схемой, Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития, с расчетным сроком проектирования до 2030 года. В 2010 году разработаны и одобрены Концептуальные подходы к разработке Генеральной схемы. В 2011 году проведен большой объем работ по сбору материалов, анализу и оценке основных направлений развития производительных сил, расселения населения, социальной, инженерно-транспортной и рекреационной инфраструктур, уточнения границ территорий с градостроительными ограничениями и регламентами. В 2012 и текущем году проводятся работы по разработке проектных предложений и проектных решений по всем направлениям организации территории Казахстана. И параллельно идет процесс согласования с государственными органами и акиматами", - сообщил в интервью Kazakhstan Today руководитель астанинского филиала АО "Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры" Министерства регионального развития РК Турлыбек Мусабаев.
Kazakhstan Today: Какова перспектива расселения населения и размещения производственных мощностей в связи с разделением территории республики по экономическому потенциалу на "территориальные" пояса?
Т. Мусабаев: Исследование тенденций демографической ситуации за последние 20 лет позволило выявить острые проблемы в расселении населения. С одной стороны, наблюдается массовая миграция сельского населения в города, с другой - ложная урбанизация, бурный рост численности населения крупных городов, стихийное разрастание прилегающих населенных пунктов.
Выполненный прогноз численности населения Казахстана на 2020 и 2030 годы выявил тенденцию роста численности населения южных и западных регионов страны. Убывание прогнозируется в Северо-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Акмолинской областях, несмотря на более благоприятные условия для проживания.
Хотелось бы обратить особое внимание на значительный отток населения из приграничных зон Восточно-Казахстанской области, который может отрицательно повлиять на экономическое развитие территории и национальную безопасность страны.
В то же время бурный рост численности населения ожидается в Мангистауской области, отличающейся экстремальным климатом, острым дефицитом питьевой воды, что может привести к росту социальной напряженности в регионе.
Указанные проблемы требуют выработки решительных мер управления и регулирования миграцией с учетом мест приложения труда и градостроительной политики. В целях реализации данного курса для каждой из природно-климатических зон сельскохозяйственной специализации разработаны перспективные модели расселения сельского населения. Предлагается создание населенных пунктов нового типа - агрогородков.
Формирование агрогородков объединит финансовые и материально-технические средства на основе общих интересов всех представителей агробизнеса на селе. Это в свою очередь будет способствовать градостроительному регулированию развития сельских территорий.
Специализированные животноводческие, растениеводческие или комплексные агрогородки будут размещены в соответствии с экономической специализацией регионов Казахстана. К примеру, агрогородки животноводческого направления будут включать предприятия по переработке мясо-молочной и иной продукции, вырабатываться возобновляемая энергия (биоэнергетика) из отходов агропроизводства. Предлагается создание мясоперерабатывающих комбинатов в регионах перспективной животноводческой специализации: Западном, Южном и Восточном Казахстане.
Kazakhstan Today: В проекте обозначены четыре точки роста: Алматы, Астана, Шымкент и Актобе. Почему из данного списка выпали Атырау и Караганда, а также другие крупные промышленные центры?
Т. Мусабаев: В соответствии с утвержденной в 2011 году Прогнозной схемой территориально-пространственного развития Казахстана до 2020 года была принята концепция поляризованного развития территории Казахстана и определены перспективные районы и точки роста - Алматинская, Астанинская, Шымкентская и Актюбинская агломерации. В данных городах планируется прорывное развитие экономики, которое подтянуло бы не только прилегающие территории, но и на основе мультипликативного эффекта включило бы развитие экономики и других регионов Казахстана.
В 2012 году в рамках государственной программы "Развитие регионов до 2020 года" к уже определенным перспективным агломерациям подключена Актауская агломерация. Эти пять агломераций определены как перспективные долгосрочные центры экономического роста с планированием их интеграции с региональными и мировыми рынками. Кроме того, запланировано, что в состав Астанинской агломерации как сетевой зоны роста планируется вовлечение города Караганды и Щучинско-Боровской курортной зоны. В перспективе в нее войдут города Степногорск, Ерейментау, Акколь, поселок Аршалы и другие населенные пункты Акмолинской области.
Вот эти центры агломерационного роста нашли свое отражение и в генеральной схеме посредством разработки конкретных проектных решений. Причем в развитие практически всех агломераций внесены проектные предложения, которые оптимизируют организацию территории путем принятия градостроительных решений. Развитие крупных промышленных центров - Павлодара, Усть-Каменогорска, а также других областных центров, городов областного и районного значения рассматривается в генеральной схеме как развитие центров локальных систем расселения различного уровня и специализации. Планам их развития также уделяется большое внимание, кроме того, учитываются предложения, переданные нам акиматами областей и городов.
Kazakhstan Today: Как создание Астанинской агломерации может отразиться на обеспечении занятости в столице и прилегающих населенных пунктах?
Т. Мусабаев: Мы все агломерационные центры глубоко проанализировали, в том числе и Астанинскую. Есть общие проблемы для всех центров, существуют и ряд специфичных, о которых можно много говорить. В целом анализ процессов развития крупных городов и возникающих вокруг них агломераций показал, что происходит стремительный стихийный рост самих городов и пригородных населенных пунктов. Процесс сопровождается обострением проблем, связанных с трудовой занятостью прибывающего населения, обеспечением их жильем, объектами социального и культурно-бытового назначения. Разрастание пригородных поселков лишает мегаполисы территорий для создания продовольственного и зеленого пояса, формирования зон рекреации.
Решения связаны с созданием прорывных зон развития экономического потенциала страны и узловых точек формирования перспективной системы расселения населения, градостроительного, экономического, инженерно-транспортного и экологического развития территорий.
С развитием Астанинской агломерации вокруг столицы возникнет кольцо из крупных поселений с общей численностью населения около 200 тыс. человек. Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха от выбросов десятков тысяч печных труб и 3 мощных ТЭЦ необходимо обеспечить регион природным газом.
Для устойчивого развития Астанинской агломерации и создания продовольственного и зеленого поясов предлагается внести изменение в административно территориальное устройство Астанинской агломерации с включением территорий Аршалинского, Шортандинского и Целиноградского районов с подчинением администрации города Астаны.
На сегодняшний момент главным опорным градоформирующим звеном города-центра является строительная деятельность, которая к концу среднесрочной перспективы уменьшит свои объемы. Также отличительная особенность перспективного видения Астанинской агломерационной системы расселения не в проектировании городов-противовесов вокруг столицы, выполняющих ограничительные функции её роста, а в городах-спутниках, поддерживающих успешное функционирование столицы в зоне их влияния.
Для того чтобы обеспечить прирост населения города до 2030 года более чем на 500 тыс. человек, как предусмотрено генпланом города, потребуется создать примерно 200-300 тыс. рабочих мест. Только за счет развития медицинских и образовательных центров и нескольких крупных предприятий данную проблему не решить, тем более что строительный бум, вызванный переносом столицы, не может продолжаться бесконечно и после его прекращения возникнет проблема трудоустройства десятков тысяч человек. Другими факторами, лимитирующими развитие Астаны, являются дефицит водных, тепло и энергоресурсов.
Решение данной проблемы может заключаться в размещении в городе комплекса науко- и трудоемких, не водоемких, экологически безвредных и оптимальных по требованиям логистики предприятий. К таковым можно отнести предприятия ювелирной промышленности, радиоэлектроники, приборостроения, фармацевтической промышленности и др.
Существует проблема низкого уровня индустриального развития. В настоящее время промышленное производство города сконцентрировано преимущественно в выпуске строительных материалов, пищевых продуктов/напитков и машиностроении.
Также есть проблемы демографии и рынка труда, социальной сферы, экологические и инженерно-инфраструктурные, которые требуют комплексного подхода.
Астанинская агломерация позиционирует себя в перспективе как центр с развитыми инновационными и наукоемкими отраслями, кластером биотехнологий, туристским потенциалом и сферы предоставления услуг.
В проектном предложении развития Астанинской агломерации и города Астаны достойное место займет проведение в 2017 году выставки "Экспо-2017" - "Энергия будущего". Определена территория в пределах границ города для размещения объектов комплекса.