01.02.2023, 22:31 88451
Исследователи разработали умный светочувствительный материал для автономных роботов, управляемых светом
Фото: Кадр с видео
Рассказать друзьям
Инженеры из Университета Тампере разработали из светочувствительного материала искусственного робота FAIRY (от англ. фея). Устройство, которое весит 1,2 мг, летает с помощью ветра как одуванчик. Управлять роботом можно импульсами света, сообщает hightech.fm.
Структура легкого и пористого устройства напоминает семечко одуванчика. При этом, в отличие от природного аналога, FAIRY оснащена мягким приводом из светочувствительного жидкокристаллического эластомера. Взаимодействие материала с фотонами видимого света активирует щетинки на поверхности робота, которые изменяют форму и управляют направлением движения.
Ученые отмечают, что антропогенные воздействия привели к сокращению популяции насекомых, которые обеспечивают опыление многих видов растений. Роботы FAIRY могут стать альтернативой. Исследователи работают над повышением чувствительности материала, чтобы для его работы было достаточно солнечного света. Кроме того, они работают над оснащением роботов дополнительными устройствами, например, GPS и биодатчиками.
В будущем миллионы искусственных семян, несущих пыльцу, смогут свободно рассеиваться естественными ветрами, а затем направляться светом к определенным участкам с деревьями, ожидающими опыления, говорят авторы работы.
новости по теме
27.01.2025, 17:25 12226
Что такое нейросеть DeepSeek: чат-бот с опцией поиска в интернете
Фото: Depositphotos
Рассказать друзьям
Чат-бот китайской компании DeepSeek предлагает поиск данных в интернете без специальной подписки, сообщает РБК.
В ноябре 2024 года китайская компания DeepSeek открыла доступ к большой языковой модели DeepSeek V3. Разработчики утверждают, что чат-бот на базе модели способен конкурировать с ChatGPT, а основатели компании и вовсе нацелились на создание "сверхразумного" ИИ.
Что такое DeepSeek V3
DeepSeek V3 - это большая языковая модель с открытым исходным кодом, которая содержит 671 млрд параметров и обучена на 14,8 трлн токенов. Она способна анализировать тексты, делать переводы и писать эссе, а также создавать код.
Особенности модели кроются в ее архитектуре и методах обучения.
Она использует:
- архитектуру Multi-token Prediction. Это позволяет модели предсказывать несколько слов вместо одного, анализируя одновременно разные части предложения. Такой метод повышает точность работы модели и ее производительность;
- mixture of Experts. Эта архитектура использует несколько специализированных и заранее обученных нейросетей-"экспертов" для анализа различных входных данных. Это позволяет ускорить обучение и повысить эффективность ИИ. DeepSeek V3 работает с 256 такими нейросетями, из которых восемь активируются для обработки каждого токена;
- технологию Multi-head Latent Attention - механизм внимания, который обычно используется в больших языковых моделях и помогает им идентифицировать наиболее важные части предложения. MLA позволяет извлекать ключевые детали из фрагмента текста несколько раз, а не только один. Это означает, что ИИ с меньшей вероятностью упустит важную информацию.
Благодаря этим особенностям модель потребовала всего 2,788 млн часов или два месяца работы графических процессоров Nvidia H800 для обучения. Затраты на него составили $5,5 млн. Для сравнения - OpenAI потратила на обучение GPT $78 млн.
Разработчики утверждают, что в тестах нейросеть превзошла GPT-4о от OpenAI, Llama 3 от Meta и Claude 3.5 Sonnet от Anthropic в задачах программирования и обработки текста.
Главная особенность новой модели - это полностью открытый код, который позволяет разработчикам не только использовать технологию для коммерческих целей, но и адаптировать ее для решения различных задач в сфере искусственного интеллекта.
Возможности DeepSeek V3
Модель предлагает контекстное окно в 128 тыс. токенов, как и GPT-4o, что позволяет ей анализировать до 300 страниц текста.
Она способна:
- генерировать тексты разных объемов и в разных жанрах;
- искать информацию в интернете;
- расшифровывать диаграммы и объяснять картинки;
- писать код, корректно форматировать его и решать сложные задачи по программированию на языках C++, Go, Java, JavaScript, Python и Rust. Модель успешно интегрируется с редакторами кода;
- рассуждать подобно GPT-o1 и o1-mini в режиме DeepThink.
DeepSeek V3 предлагает мультиязычность высокого уровня, а ее глубокое понимание китайского и английского позволяет работать с текстами без потери качества переводенного текста и смысла. Модель также поддерживает русский язык.
Минус нейросети в том, что пока она не позволяет анализировать материалы по ссылкам, а поддерживает только загрузки или выдержки из текстов.
Как пользоваться DeepSeek V3
DeepSeek предлагает несколько вариантов доступа, в том числе через открытые модели на Hugging Face, бесплатную версию на собственном сайте с контекстным окном до 32 тыс. токенов, API для коммерческого использования, локальное развертывание и мобильные приложения для iOS и Android. При выходе DeepSeek-R1 пользователям было доступно 50 бесплатных запросов в день, сейчас ограничения на сайте не указаны.
Как воспользоваться бесплатной версией на сайте
Пользователи могут получить доступ к DeepSeek V3 через сайт.
Для этого нужно:
- перейти на сайт DeepSeek, нажать Start Now;
- пройти регистрацию;
- откроется диалоговое окно с чат-ботом. В нем, помимо обычного ответа, можно выбрать опцию DeepThink для рассуждений или Search для поиска данных в Интернете. Также для анализа можно прикрепить до 50 файлов разного формата размером до 100 МБ каждый.
Как воспользоваться мобильным приложением
В декабре 2024 года DeepSeek выпустила бесплатное мобильное приложение для своего чат-бота. Оно доступно в российских магазинах App Store и Google Play. Также приложение можно скачать с сайта разработчиков, выбрав Get DeepSeek App и просканировав QR-код.
После установки и открытия приложения нужно нажать Agree, чтобы согласиться с условиями его использования, пройти регистрацию, после чего появится диалоговое окно с чат-ботом.
22.01.2025, 18:25 19056
В Шанхае открыли базу для тренировки человекоподобных роботов
Фото: figure.ai
Рассказать друзьям
В городе Шанхае открыли первую в стране базу для тренировки человекоподобных роботов.
Центр будет обучать роботов из различных отраслей выполнять различные задачи, а полученные данные будут передаваться разработчикам для дальнейшей оптимизации уровня интеллекта роботов", - сообщает gazeta.ru со ссылкой на портал YiCai Global.
Отмечается, что для начала в центре разместят 100 искусственных гуманоидов, которых будут обучать для использования по более чем 10 сценариям. Полученные данные будут передавать компаниям, которые занимаются разработкой моделей ИИ, что должно помочь с развитием отрасли.
16.01.2025, 10:57 28806
В январе начнутся испытания российского летающего автомобиля ИФ-9
Фото: auto.ru
Рассказать друзьям
Московское конструкторское бюро "Филатов" рассчитывает уже в январе начать испытания летающего автомобиля с кодовым обозначением ИФ-9. Об этом сообщает портал auto.ru.
Двухместная машина получила ряд инновационных решений в области как компоновки, так и безопасности. Сейчас проект находится на стадии доработки прототипа ИФ-9 в масштабе 1:5.
Основным достоинством концепта разработчики называют компоновку тяговых узлов. ИФ-9 представляет собой колесную платформу, по углам которой расположены откидные пилоны с двигателями для воздушных винтов. В сложенном состоянии они прячутся в корпус, в рабочем ИФ-9 превращается в подобие квадрокоптера.
Капсула салона с двумя расположенными друг за другом креслами интегрирована по центру машины. Попадать в нее предлагается через откидной колпак по встроенным в кузов выдвижным подножкам. Капсула снабжена собственной спасательной системой: при возникновении нештатной ситуации электроника за счет пиропатронов отстрелит ее и выпустит парашюты, а во время приземления сработает функция гашения скорости.
Среди прочего оборудования, которое может получить ИФ-9, - дисплеи в передней части и на корме, частично играющие роль светотехники, и система автономного управления на базе лидара. В качестве источника энергии конструкторы рассматривают электрический или водородный привод.
В скором времени КБ "Филатов" планирует приступить к летным испытаниям масштабного прототипа своей машины с дистанционным управлением. Возможность наземного перемещения и выдвижения пилонов с винтами на нем уже отработаны. При этом для завершения проекта, как отмечают разработчики, потребуются сторонние инвестиции.
Проект летающего транспорта сейчас реализует китайская компания Xpeng. В ее представлении инновационное транспортное средство состоит из наземной колесной платформы и размещенного в ее кузове авиамодуля на двоих пассажиров. В октябре сообщалось, что начато создание нового предприятия по сборке таких машин, вступить в строй оно должно в 2026 году.
21.12.2024, 00:05 49156
От Пекина до Нью-Йорка за два часа: в Китае испытали новый гиперзвуковой самолет
Фото: 3g.china.com
Рассказать друзьям
Китайская академия наук представила гиперзвуковой самолет со скоростью 6,56 Маха, пишет 3g.china.com.
Три года назад аппарат прошел испытания на космодроме Цзюцюань на северо-западе пустыни Гоби, но результаты исследований объявили только в конце 2024 года.
Все гиперзвуковые летательные аппараты со скоростью свыше 5 Махов внутри имеют ограниченное пространство, поэтому используются в основном в военных целях. Новый китайский самолет имеет уникальную форму, которая позволит увеличить размеры салона.
Китайские ученые считают, что появление этого прототипа гиперзвукового гражданского авиалайнера может стать важной вехой в истории авиации.
Отмечается, что самолет может совершить перелет из Пекина в Нью-Йорк менее чем за 2 часа, что невероятно быстро. Для сравнения: самым быстрым реактивным лайнером в истории был Concorde, который имел максимальную скорость полета 2,02 Маха и был введен в эксплуатацию в 1976 году и списан в 2003 году. В настоящее время максимальная скорость полета известных реактивных самолетов, таких как серия Airbus и серия Boeing, эксплуатируемых по всему миру, не превышает 1 Мах, из которых максимальная скорость полета Boeing 747 составляет 0,98 Маха.
В октябре глава команды разработчиков самолета Цуй Кай заявил, что их усилия в работе могут произвести революцию в области гражданской авиации транспорта, превратив "часовое кругосветное путешествие" из научно-фантастической концепции в реальность.
Добавив широкую поверхность крыла над фюзеляжем, инженеры позволили внутренней части фюзеляжа перевозить персонал и другие припасы. В перспективе весьма вероятно, что этот гиперзвуковой прототип будет запущен в серийное производство для гражданских и военных разработок.
07.11.2024, 10:51 69806
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
Фото: wikipedia.org
Рассказать друзьям
Заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Савельев заявил, что Россия может вернуться к созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов в ближайшее время, сообщает lenta.ru.
Самолеты немножко обогнали свое время в тот период, но мы к этому вернемся, потому что за этим будущее. Конечно, летать даже на Дальний Восток неприятно - все-таки 8 или 9 часов в полете - это долго. Поэтому, я думаю, это ближайшее будущее, и мы с вами тоже его застанем", - сказал вице-премьер России.
Стоит отметить, что первый в мире сверхзвуковой лайнер был произведен в СССР в 1967 году. Первый полет самолет 044 совершил в 1968 году под управлением летчика-испытателя Эдуарда Еляна. Его конкурент - европейский Concorde поднялся в воздух спустя два месяца - 2 марта 1969 года.
После множества доработок уже имеющегося образца самолета 26 декабря 1975 года первый экспериментальный полет по маршруту Москва - Алма-Ата совершил сверхзвуковой Ту-144. Его крейсерская скорость составляла 2500 километров в час, самолет мог пролететь 6500 километров, пишет gazeta.ru.
Лайнер на постоянной основе начал доставлять груз и почту. Чуть позже между Москвой и Алма-Атой начались регулярные пассажирские рейсы. Они выполнялись раз в неделю, билет на Ту-144 стоил 68 рублей (против 48 рублей на обычном дозвуковом самолете). При этом услуга пользовалась популярностью, ведь полет длился всего три часа.
Хотя у советского руководства были грандиозные планы по эксплуатации Ту-144 на международных рейсах, использование их ограничивалось маршрутом Москва - Алма-Ата.
Рейсы выполнялись по расписанию до 23 мая 1978 года, когда под Егорьевском в Московской области при выполнении испытательного полета разбилась машина Ту-144Д. Причиной стало возгорание топливопровода в двигательном отсеке. Двое испытателей погибли. На тот момент Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.
18.10.2024, 18:10 78621
Китайская компания представила летающий автомобиль
Фото: carnewschina.com
Рассказать друзьям
Китайский концерн Chery представил прототип летающего беспилотного автомобиля, сообщает gazeta.ru со ссылкой на CarNewsChina.
Транспортное средство состоит из трех основных частей - летательного аппарата с воздушными винтами, кабины и шасси с автомобильными колесами, при этом у него нет руля и педали газа.
Подчеркивается, что летающий автомобиль предназначен для автономных поездок по земле на короткие расстояния, также он может взлетать вертикально и перемещаться по воздуху. За управление транспортным средством отвечает автопилот.
Кроме того, Chery сообщила, что прототип смог преодолеть по воздуху расстояние в 80 километров. Высота полета составляет менее 1000 метров, максимальная скорость - 120 километров в час, время полета - около 40 минут.
13.09.2024, 22:09 98221
Столкновения не было: почему поставили под сомнение общепринятую теорию происхождения Луны?
Фото: Столкновение Земли с другой небольшой планетой в представлении нейросети lexica
Рассказать друзьям
Наш спутник слишком похож на свою планету, чтобы теория гигантского столкновения была правдой - пришли к выводу исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Новое исследование показало, что Луна практически идентична нашей планете по изотопному составу. Но такого не может быть, если она образовалась в результате столкновения Земли с каким-то огромным небесным телом. Был ли этот третий участник, и как все-таки наш спутник сюда попал? Эксперты описали самые вероятные сценарии в исследовании, которое будет опубликовано в Трактате по геохимии 2024 года.
Что не так с теорией гигантского столкновения
Теория гигантского столкновения считается основной версией формирования Луны: она предполагает, что некое небесное тело примерно с Марс размером врезалось в раннюю Землю на заре существования Солнечной системы, около 4,5 миллиарда лет назад. В те времена гораздо больше камней хаотично металось вокруг и врезалось во все на своем пути - об этом говорит обилие огромных кратеров на соседних планетах и спутниках. Что-то очень большое вполне могло столкнуться и с нашей планетой, выбросив в окружающее пространство облако пыли и обломков. Считается, что в итоге из них и образовалась Луна. Эта гипотеза до сих пор позволяла объяснить такие факты, как наличие идентичных минералов на Земле и Луне.
Однако теперь планетолог Паоло Сосси с коллегами обнаружил, что Земля и Луна "слишком похожи" для этой теории. И при этом показал, что никаких убедительных доказательств гигантского столкновения у нас до сих пор нет.
Группа экспериментальной планетологии ETH Zurich рассмотрела все имеющиеся на сегодня геофизические и геохимические доказательства и обнаружила одно серьезное препятствие. Соотношение изотопов (видов атомов одного и то же элемента) в земных и лунных породах оказалось идентичными.
Породы из мантии Земли и Луны неотличимы на основе каждого изотопного соотношения. Первоначально полное совпадение было обнаружено только для изотопов кислорода, но совсем недавно (с начала 2010-х) выяснилось, что это относится также к хрому и титану - элементам скалистой части", - объяснил планетолог Паоло Сосси.
Но астрофизикам известно, что изотопы этих элементов для разных планет Солнечной системы очень сильно отличаются. Поэтому, если был какой-то "ударный объект", который врезался в Землю, он оставил бы свои следы, небольшие различия в изотопных соотношениях Земли и Луны. Они были бы похожи, но не идентичны.
Однако никаких подобных различий между Землей и Луной обнаружено не было. Поэтому мы утверждаем, что в случае столкновения два тела должны были быть идеально перемешаны… Или Луна должна была сформироваться иным образом", - отметил планетолог Паоло Сосси.
Результаты исследования не означают, что гигантского столкновения не было. Но они исключают некоторые модели этой теории, которые несовместимы с реальными данными.
Другая версия появления Луны
Если доказательства не подтверждают общепринятую гипотезу, то как тогда могла образоваться Луна? Паоло Сосси считает, что все гораздо проще: Земля и ее спутник изначально формировались из одного и того же материала. В этом случае вообще нет никакой необходимости в столкновении и гипотетическом третьем участнике. В пользу этой гипотезы говорит и недавнее открытие, что Земля и Луна примерно одного возраста, то есть два небесных тела формировалось в одно время рядом друг с другом - из общего облака материала.
Одна из моделей теории столкновения также предполагает, что ударный объект все-таки был, но он не выбросил из Земли "кусок" материала. А всю ее превратил в пыль - и уже из этой смеси материалов появились два тела, Луна и новая Земля.
Зачем изучают происхождение Луны
Единственное, что мы можем утверждать наверняка, это то, что система Земля - Луна уникальна, по крайней мере, для ближайшего пространства вокруг Солнца. И вот почему.
Наш спутник - довольно крупное сферическое тело с дифференцированным строением и ядром, как и у Земли. Будь Луна "самостоятельной", она могла бы претендовать на звание планеты, как минимум потому, что ее размеры лишь немного (в 1,4 раза) уступают Меркурию. Кроме того, без Луны Земля была бы совсем другой, возможно, необитаемой. Как считают ученые, Луна сыграла важную роль в развитии жизни, она стабилизирует вращение планеты, влияет на уровень и циркуляцию воды в наших океанах. Поэтому исследователи так стремятся узнать, как она вообще здесь появилась. Ответ на этот вопрос может многое рассказать также об истории Земли и помочь оценить вероятность появления других подобных систем, а значит, и жизни во Вселенной.
Автор: Ева Белецкая, издательство Вокруг Света
14.08.2024, 22:09 119021
Ученые обнаружили гигантский океан под поверхностью Марса
Фото: NASA
Рассказать друзьям
Американские геофизики из Калифорнийского университета обнаружили гигантский океан, скрытый глубоко под поверхностью Марса. Исследование опубликовано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Огромный резервуар был обнаружен с помощью сейсмических данных, полученных аппаратом InSight Lander NASA. Исследование более глубокой коры показало, что она, вероятно, состоит из лоскутков раздробленной магматической породы, содержащей более чем достаточно жидкой воды, чтобы заполнить марсианские океаны, покрыв всю планету слоем толщиной 1-2 километра, информирует РБК.
Однако получить доступ к этим колоссальным водным запасам затруднительно из-за большой глубины залегания - от 11,5 до 20 километров. Для подтверждения наличия воды и поиска потенциальных признаков микробной жизни потребуется дополнительное оборудование, включая бурильные установки, отметили ученые.
Ранее Европейское космическое агентство показало новые кадры остатков некогда самого большого озера на Марсе - озера Эридания. Снимки были сделаны с борта космического корабля Mars Express камерой высокого разрешения. Когда-то это озеро содержало больше воды, чем все остальные марсианские озера, вместе взятые. Оно было больше любого известного озера на Земле, вмещало достаточно воды, чтобы трижды заполнить Каспийское море.
Компания SpaceX американского бизнесмена Илона Маска сообщила об успешном приводнении прототипа корабля Starship. В будущем, как планируют создатели, он будет применяться для перевозки грузов и астронавтов на околоземную орбиту, а в перспективах - на Луну и Марс.
В 2020 году Маск обещал, что SpaceX сможет впервые доставить человека на Марс в 2026-м. В рамках своей программы по колонизации этой планеты бизнесмен рассказывал, что планирует отправить туда сначала десять человек, а уже в 2050 году численность населения Красной планеты может превысить 1 млн человек.
ИНТЕРНЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
KAZAKHSTAN TODAY LIVE
Читаемое
30.01.2025, 09:44В Казахстане в 2024 году более 22,7 тыс. объектов адаптировано для лиц с инвалидностью 30.01.2025, 12:00 51161В МИД прокомментировали информацию о депортации казахстанцев из США из-за политики Трампа30.01.2025, 10:39 49651Аэропорты Алматы и Астаны признаны троечниками по пятибалльной шкале мирового рейтинга30.01.2025, 09:06 4705611 млрд кубометров воды получит Казахстан весной по итогам договоренностей со странами Центральной Азии30.01.2025, 13:23 45226Рекорд по штрафам побили в 2024 году казахстанские водители
25.01.2025, 16:17 215106В ледовом дворце Almaty Arena произошел пожар24.01.2025, 14:00 212916В работе еGov.kz и сайтов госорганов произошел сбой из-за технических неполадок25.01.2025, 12:16 207816Пожар и взрыв произошли на нефтебазе в Жезказгане: пострадали четыре человека24.01.2025, 11:21 182606В Алматы загорелось здание завода25.01.2025, 09:10 149571Ограничение на продажу картофеля сняли в Астане
03.01.2025, 07:20 573426Обзор основных событий 2024 года по версии Kazakhstan Today01.01.2025, 15:15 295566В новом году в Казахстане внедрят механизм "социального кошелька"02.01.2025, 10:54 292426Как казахстанцы будут отдыхать в 2025 году02.01.2025, 09:34 289671Неустойчивый характер погоды прогнозируют синоптики в четверг в Казахстане01.01.2025, 14:45 278806Какие ставки МРП и МЗП установлены на 2025 год
Новости RT
Новости Китая
Ваше мнение
Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?