21.05.2007, 15:35 563

Интервью депутата мажилиса Дариги Назарбаевой информационному агентству Kazakhstan Today

Kazakhstan Today: Дарига Нурсултановна, политические реформы, о необходимости которых так много говорили члены Государственной комиссии по демократизации, наконец начались?

Д. Назарбаева: Нас не должно завораживать слово "реформы". Реформы ради реформ, за что, по сути, ратуют многие наши оппоненты, вредны и непродуктивны. Они только тогда эффективны, когда они поддерживаются обществом и направлены на сохранение стабильности в обществе, когда существует политический стержень, вокруг которого они выстраиваются. Этим стержнем является единая исполнительная власть во главе с президентом страны.


Kazakhstan Today: Дарига Нурсултановна, политические реформы, о необходимости которых так много говорили члены Государственной комиссии по демократизации, наконец начались?

Д. Назарбаева: Нас не должно завораживать слово "реформы". Реформы ради реформ, за что, по сути, ратуют многие наши оппоненты, вредны и непродуктивны. Они только тогда эффективны, когда они поддерживаются обществом и направлены на сохранение стабильности в обществе, когда существует политический стержень, вокруг которого они выстраиваются. Этим стержнем является единая исполнительная власть во главе с президентом страны.

Поэтому моя принципиальная позиция заключается в том, что время для отказа от принципа назначения президентом акимов областей еще не пришло. Победившая на парламентских выборах политическая партия должна только рекомендовать кандидатуру главы правительства, а решение должен принимать президент Казахстана. Это столь же важно, как и то, чтобы руководители силовых ведомств назначались и подчинялись президенту страны. Конечно, при обязательном парламентском контроле за их деятельностью.

Любые реформы, усиливающие роль парламента и политических партий, могут и должны иметь место только в случае сохранения сильной президентской вертикали. На современном этапе развития нашего государства только сильная президентская власть способна обеспечить ускоренную модернизацию и социально-экономический прогресс Казахстана.

Я глубоко убеждена, что сильная президентская власть есть главный залог стабильности и демократического развития нашей страны.

Поэтому я поставила свою подпись под обращением группы депутатов парламента с предложением об отмене ограничений сроков пребывания на президентском посту для Первого Президента Казахстана. Его историческая миссия еще далека от завершения.

Kazakhstan Today: Известно, что Вы принимали самое непосредственное участие в работе Госкомиссии по демократизации, возглавляли рабочую группу. После утверждения парламентом поправок к Конституции страны как Вы можете оценить в целом проделанную работу?

Д. Назарбаева: Политическая реформа, выбор казахстанской модели общественно-политического устройства - это наше общее большое достижение. Это заслуга всех, с кем мы сотрудничали во время работы в Национальной комиссии по вопросам демократизации, в государственной комиссии, с кем начинали нашу политическую работу в партии "Асар", всех тех, с кем мы ее сейчас ведем в партии "Нур Отан".

Я хотела бы с удовлетворением отметить, что большинство предложений Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан нашли отражение в предложенном на рассмотрение парламента страны проекте изменений в Конституцию.

Прежде всего, это предложения, касающиеся расширения роли и места партий в политической системе Казахстана, а также вопросы усиления роли представительных органов власти. Мы удовлетворены тем, что наши подходы нашли понимание.

Это серьезное продвижение нашего общества, важная веха, за которой теперь предстоит огромная работа.

Kazakhstan Today: Значит ли это, что теперь, когда политическим реформам дан "зеленый свет", жизнь начнет очевидно меняться к лучшему?

Д. Назарбаева: Почему-то очень часто встречаешься с такой позицией, что достаточно только произвести определенные законодательные изменения - и жизнь изменится к лучшему. Например, достаточно механически увеличить долю присутствия политических партий в законодательных органах власти или обеспечить господдержку прошедших в парламент партий - и политическая система станет более эффективной. Хочу сказать, что это не так.

Слишком часто, увлекаясь формой, формальной стороной реформ, у нас забывают об их содержании. И, что особенно важно, об их кадровом наполнении. Политическая реформа в полном объеме ставит вопрос о новых кадрах для политической системы страны, о необходимости выработки и реализации новых подходов к подбору, подготовке, переподготовке и ротации политических кадров в стране.

Мы в партии "Нур Отан" намерены именно на этом и сосредоточиться.

Kazakhstan Today: Еще один вопрос, несколько не по теме, но и не задать его нельзя. В последнее время общественность взбудоражена событиями вокруг судебного процесса, связанного с полицейским налетом на "Нурбанк". Ваше молчание по этому делу - это позиция?

Д. Назарбаева: Вы знаете, в нашей жизни есть большое и малое. Политическая реформа - это то большое, что составляет стержень жизни страны. Это то, над чем мы долго работали, что является действительно важным для каждого казахстанца. Возьмите хотя бы решение о запрете ареста гражданина вне судебной процедуры, введение в Казахстане суда присяжных. И это только начало.

Мне, как депутату парламента, известно много случаев, когда сотрудники правоохранительных органов открыто попирают закон, задерживая человека без достаточных для того оснований, с нарушением процессуальных норм добиваясь у задержанного нужных показаний. Зачастую неадекватные следственные действия корыстно мотивированы.

Даже накануне конституционной реформы шла очень жесткая борьба со стороны прокуратуры и силовиков против введения нормы о судебном санкционировании арестов.

Интересное совпадение: как только в стране назревают серьезные политические преобразования, случаются криминальные эксцессы. Накануне президентских выборов погибает Заманбек Нуркадилов. Сразу после президентских выборов, давших большие надежды на политические реформы, погибает Алтынбек Сарсенбаев. Вся эта маловразумительная суета вокруг "Нурбанка", которая еще ждет своей правовой оценки, неспроста возникла как раз накануне важнейших политических событий.

Вся эта история вокруг "Нурбанка" - дело рук тех, кому не нравятся те масштабные изменения, которые происходят сейчас в стране.

Когда погиб А. Сарсенбаев, в одном из интервью я сказала, что это преступление направлено против президента страны, имеет конечной целью дезавуировать итоги всенародного голосования за Нурсултана Назарбаева. И я оказалась права. Убеждена, что история вокруг "Нурбанка" также имеет своей целью дискредитацию президента и его политики.

А позиция моя проста: все пройдет - одна правда останется.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?