15.01.2009, 17:07 4333

Интервью вице-президента Национальной инженерной академии РК Надира Надирова агентству "Казахстан Сегодня"

Н. Надиров: Я думаю, что цена на нефть больше не будет снижаться, так как именно "черное золото" является источником прогресса во всем мире. Если та или иная страна хочет развиваться, то она не сможет этого сделать без использования нефти.
Алматы. 15 января. "Казахстан Сегодня" - Вице-президент Национальной инженерной академии РК Надир Надиров ответил на вопросы корреспондента информационного агентства "Казахстан Сегодня".

Казахстан Сегодня": Уважаемый Надир Каримович, расскажите, какая ситуация в нефтяной отрасли была на момент обретения независимости Республики Казахстан? Какие основные изменения в развитии этой отрасли произошли за 18 лет?


Н. Надиров: С распадом Советского Союза в Казахстане упала добычи нефти. Так, в 1991 году наша страна добывала 25-26 млн тонн нефти, а в 1994-1995 годах эта цифра сократилась до 15 млн тонн. Это произошло не от того, что в Казахстане нефть закончилась, а от того, что были разорваны связи с российскими компаниями, с которыми в советское время совместно добывали и перерабатывали. Конкретный пример: для двух нефтеперерабатывающих заводов Казахстана - павлодарского и чимкентского, построенных с учетом поставки российской нефти, сырье поступало из России по трубопроводу Омск - Павлодар - Караганда - Чимкент, и таким образом два завода обеспечивали "черным золотом". А казахстанскую нефть, скажем, из Актюбинской области транспортировали до российского города Орск, где на местном заводе перерабатывали. Также происходило и с другими месторождениями Западного Казахстана, нефть которых переправлялась по трубопроводу, построенному еще 1970-х годах: Узень - Жетыбай - Актау - Атырау - Куйбышев (Самара). Такую схему добычи, транспортировки и переработки строили из учета: куда ближе, где удобно и как быстрее.

После развала Союза поставка казахстанской нефти не прекращалась - Орский нефтеперерабатывающий завод получал наше сырье, но взаимного обмена не предоставлял. Когда Казахстан запросил за свою нефть деньги, российская сторона отказалась, сославшись на то, что не нуждается в нашей поставке, то же самое произошло в направлении Куйбышева. А отказаться от поставки - это означало останавливать производство добычи нефти. Россия перестала поставлять нефть из Сибири на павлодарский и чимкентский заводы. Все это привело к тому, что объем добычи в РК резко уменьшился.

В 1995 году начали восстанавливать связи, используя принцип смещения - мы даем вам из Западного Казахстана в направлении Самары 8 млн тонн нефти, в Орск 2 млн тонн нефти, итого 10 млн тонн, а вы нам даете из Сибири соответственно 10 млн тонн нефти для НПЗ в Павлодаре и Чимкенте. Так второй этап развития казахстанской нефти ознаменовался сближением контактов. Но уже на третьем этапе появились нарекания с российской стороны о том, что в казахстанской нефти содержится много серы, и теперь бартер должен быть не "баш на баш", а намного превыше заранее договоренной поставки с казахстанской стороны. И вот тогда политики привлекли нас - нефтяников и химиков, чтобы разобраться в этой ситуации. В частности, я давал заключение, в котором ставил вопрос о том, почему РФ исходит из учета по массе нефти, не учитывая качество нашего "черного золота". Да, наша нефть содержит серу, но зато в ней очень большое содержание масленистой фракции, из которой делают смазочные масла, а в российской нефти - этой фракции значительно меньше, в то время как масленистая фракция стоит дороже, чем расходы на извлечение серы. В конце концов все эти вопросы разрешились, и добыча нефти снова стала возрастать. С 1996 года кривая по добыче нефти поползла вверх - 16 млн тонн, 18 млн тонн и так по нарастающей. Уже в прошлом году объем добычи нефти составил 60 млн тонн. Возрастание произошло не из-за того, что с приобретением независимости в Казахстане нефти стало больше, а из-за введения в эксплуатацию Тенгизского месторождения, которое ежегодно дает 12 млн тонн нефти.

Планировалась сдача в 2006 году морского месторождения Кашаган, но пока его работа по добыче откладывается до 2013 года, хотя мы учитывали, что с приходом Кашагана ежегодно объем добычи будет возрастать. Но, тем не менее, в следующем году планируем извлечь "черного золота" в размере более 70 млн тонн, и если Кашаган в 2013 году войдет в работу, то уже в 2015 году мы дойдем до 100 млн тонн в год и больше.

Казахстан Сегодня": Как обстоят дела с транспортной инфраструктурой казахстанской нефти? Какие планы намечены для расширения пропускной способности?


Н. Надиров: Другая сторона нефтяной отрасли - транспортировка. Так, чтобы не было проблем из-за одного направления движения транспортировки и нам не пришлось останавливать добычу нефти в случае форс-мажорных ситуаций ликвидаций какой-то линии, президент РК Нурсултан Назарбаев все время ратует за многовекторность путей поставки казахстанской нефти. Рынок диктует - где выгодно, там и продаем.

Мы сейчас имеем несколько векторов транспортировки - это КТК (Каспийский трубопроводный консорциум, направления Тенгиз - Новороссийск), являющийся главной артерией. Также морским путем поставляем в Иран по принципу смещения. Ежегодно по первоначальному контракту мы танкерами доставляем 5 млн тонн нефти к иранскому берегу. В северной части у них нет нефтяных месторождений, но есть перерабатывающий завод, поэтому им выгодно в данном случае использовать казахстанскую нефть, а они нам дают соответствующее количество нефти на берегу Персидского моря, откуда танкерами доставляют по разным направлениям в западные страны.

Помимо этого в восточном направлении нефть поставляется в Китай по нефтепроводу Атасу - Алашанколь. И еще мы подключаемся к Баку - Тбилиси - Джейхан.

Со следующего года будем строить газопровод, и еще другие варианты направлений прорабатываются.

За 17 лет все направления, которые погибли, мы восстановили, привели в порядок в условиях рынка. Но здесь есть другой момент - мы зациклили внутри страны: нефтепровод от Атырауской, Мангыстауской и Актюбинской области ведет только на Запад в Орск и Самару, а нефть Кызылординской области мы отправляем в Китай, последние поглощают очень много и покупают все и по самым высоким ценам. Китайцы запрашивают все 50 млн тонн нефти, тогда как Кызылорда может дать только 20 млн. И поэтому сейчас ведутся работы по соединению нефтепроводов внутри страны, в частности, Актюбинскую область соединили по трубопроводу с Атыраускими месторождениями. Теперь строят из Актюбинска до Кызылорды. Таким образом, если китайское направление будет для нас наиболее интересным, то мы можем с Западного Казахстана перенаправлять в восточный вектор.

Казахстан Сегодня": Многих казахстанцев волнует вопрос, почему с падением цен на нефть на мировом рынке в нашей стране, поставляющей миру миллионы тонн "черного золота", стоимость бензина остается на сравнительно высоком уровне?


Н. Надиров: Все дело в том, что наши нефтеперерабатывающие заводы не загружены. У трех отечественных НПЗ мощность работы рассчитана на переработку 18 млн тонн нефти в год, а они получают только около 10 млн. Если бы эти заводы загружались в соответствии со своей мощностью, да еще бы построили новый завод, то, конечно, нефтепродуктов было бы в избытке и гораздо дешевле. В арабских странах бензин стоит 30 центов, в то время как у нас свыше 80 центов. Причина этому внутренняя политика, а именно, что страна имеет обязательства перед другими государствами в поставке нефти. Вторая причина - это то, что все компании по добыче - это акционерные общества, в том числе и международные компании, которые поставляют нефть по собственным интересам, не имея прямых обязательств восполнять государственные нужды.

В первые годы независимости мы шли на уступки международным инвесторам, чтобы их привлечь в молодой Казахстан, мы тогда не могли диктовать условия, иначе бы они не пришли в нашу страну. Но сейчас другие времена, и президент РК правильно делает, меняя отношения с инвесторами, предъявляя к ним более жесткие требования. Я считаю, что Н. Назарбаев правильно сделал, введя социальную ответственность инвесторов перед народом.

Помимо этого, Нурсултан Абишевич ввел обязательное казахстанское содержание для работы компаний иностранных инвесторов, а это значит, что иностранцы должны пользоваться отечественной рабочей силой, оборудованием, продуктами питания и так далее, а не заказывать с других стран различное содержание, после отнимая от общей прибыли.

Казахстан Сегодня": Много споров ведется о том, что запасы казахстанской нефти истощаются, расскажите, какова на самом деле ситуация с недрами "черного золота" в Казахстане?


Н. Надиров: Уже доказано, что 62% территории нашей страны нефтегазоносны. Восточный, Северный и Центральный Казахстан, а также морские месторождения таят в себе нефтяные ископаемые, которые вообще еще никак не разведаны.

Одна только Прикаспийская впадина имеет шельф нефтяных месторождений под солью - это неглубокие окраины нефтяных месторождений, которые сейчас работают. Они находятся на глубине 4-5 километров под землей, но геологи считают, что если по окраинам на такой глубине есть нефть, то в центральной части прикаспийской нефти еще больше, но только нужно глубже за этой нефтью залезать, и это задача будущего. Это только одна сторона. Другой аспект, мы на сегодня научились извлекать только 50% нефти. Остальные 50% не добываются из-за отсутствий в мире современных технологий, которые бы позволили добывать остаточную нефть. Через какое-то время мы и этому научимся. Поэтому я считаю, что как минимум на 150 - 200 лет Казахстан нефтью обеспечен. И если даже закончится "черное золото", то мы сможем использовать нефтяные биоотходы. Если бы ученым дали простор и финансовую поддержку, то они бы разработали различные научные переработки отходного сырья, которые также имеют рыночный интерес.

Казахстан Сегодня": Какие вызовы стоят перед Казахстаном с падением цены на нефть на мировом рынке?


Н. Надиров: Если цена на нефть будет и дальше падать, то мы можем начать практиковать заморозку некоторых месторождений до лучших времен, как это делает, например, США.


Но я думаю, что цена на нефть больше не будет снижаться, так как именно "черное золото" является источником прогресса во всем мире. Если та или иная страна хочет развиваться, то она не сможет этого сделать без использования нефти.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?