Аналитики ставят под сомнение возможность создания ЕНПФ к 1 июля
Алматы. 28 марта. Kazakhstan Today - Аналитики ставят под сомнение возможность создания ЕНПФ к 1 июля, передает Kazakhstan Today.
"Сейчас в Казахстане 11 накопительных пенсионных фондов (НПФ) управляют почти $21,5 млрд будущих пенсионеров страны. До настоящего времени основной деятельностью этих фондов были инвестиции в государственные ценные бумаги, облигации и акции местных компаний и, в меньшей степени, иностранные ценные бумаги", - сообщается в аналитической справке Института политических решений (ИПР).
Также отмечается, что, по данным комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка (КНФ), средневзвешенная доходность НПФ на 1 января 2012 года за 5 лет составила 30%, тогда как накопленный уровень инфляции за этот период вдвое выше. Что, в свою очередь, ставит вопрос о состоятельности пенсионной системы как таковой.
В ИПР считают, что "недостатки существующей в республике пенсионной системы являются следствием не столько ее несовершенства, сколько системных проблем в экономике. Инфляция, неразвитость фондового рынка, низкий уровень заработной платы не позволяют большинству работающего населения обеспечивать достаточные пенсионные накопления. Сохранение такой ситуации при массовом выходе на пенсию тех, кто трудоустроился после 1990 года, приведет к краху пенсионной системы".
"По версии правительства, в этом виноваты преимущественно пенсионные фонды, которые плохо распоряжались пенсионными накоплениями и получали низкую, не перекрывавшую инфляцию, доходность от их инвестирования. Поэтому кабмин и Нацбанк предложили модернизировать систему пенсионного обеспечения. До 1 июля 2013 года все средства НПФ должны быть консолидированы в Едином национальном пенсионном фонде (ЕНПФ). Создаваться он будет на базе Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ). Собственником ЕНПФ будет правительство, управление активами будет осуществляться Национальным банком, а инвестиционную стратегию утверждать Совет по управлению пенсионными активами ЕНПФ - консультативно-совещательный орган при президенте", - говорится в справке.
Вместе с тем ИПР отмечает, что, как показывает практика, "государство не преуспело в управлении такими активами как Нацфонд, ГПНФ". "К примеру, инвестиционный доход управляемого Нацбанком Национального фонда Казахстана за 2011 год составил всего 1,37% при накопленном за этот период уровне инфляции в 7,4%. ГНПФ, которым Нацбанк управляет с 1998 года, не является лидером ни по доходности, ни по ряду других показателей среди других пенсионных фондов", - пояснили в институте.
Политологи подчеркивают, что планируемое реформирование пенсионной системы, как и раньше, гарантирует гражданам лишь сохранность пенсионных отчислений плюс индексацию на уровень инфляции, но массу вопросов и проблем оставляет нерешенными. Это и неадекватное декларируемому количеству вкладчиков и размеру зарплаты поступление пенсионных взносов, и низкая доходность пенсионных активов. По-прежнему вне пенсионной системы остается почти половина населения Казахстана. Так, по данным Минтруда, из 8,5 млн человек экономически активного населения участниками НПФ являются около 5 млн человек. При этом регулярные отчисления в пенсионные фонды производят лишь 3,7 млн работающих.
Кроме того, в справке подчеркивается, что, как показывает мировая практика, накопительная пенсионная система хорошо работает только для людей с относительным достатком от среднего и выше (в зависимости от уровня экономического развития). Однако большая часть населения Казахстана в эту категорию не попадает, потому такая система (даже после объединения всех НПФ) предложить адекватный стоимости жизни уровень пенсий не сможет.
"Безусловно, создание ЕНПФ позволит снизить издержки, связанные с административными и операционными расходами по управлению пенсионными активами. Вместе с тем законопроект вводит государственную монополию в сфере пенсионного обеспечения. Теперь государство не только будет определять максимальный размер пенсии, которая может выделяться гражданам из их накоплений (60% среднемесячного дохода, но не выше 39-кратного МРП), и размер максимальных отчислений в пенсионный фонд (10% с доходов), но и возьмет под свой полный контроль инвестиционный доход пенсионных накоплений. Но поскольку схема инвестирования пенсионных отчислений остается прежней, то ситуация с доходностью не улучшится. Ведь в 2006 году не помогло даже сокращение числа пенсионных фондов с 20 до 11", - считают аналитики.
"Не факт, что ЕНПФ появится уже к 1 июля. Даже на слияние двух пенсионных фондов (не говоря об 11) требуется значительно больше отведенного срока. Кроме того, необходимо внести законодательные изменения в 2 кодекса, 9 законов и более 100 нормативных актов", - говорится в аналитической справке.
По мнению аналитиков ИПР, снижение давления на госбюджет можно обеспечить за счет качественного роста экономики, повышения занятости и доходов населения, развития несырьевого сектора.
"Но у правительства все это пока не очень получается. Вероятно, именно поэтому вместо поиска источников увеличения пенсионных накоплений, ставится цель максимально сберечь бюджетные средства путем объединения пенсионных фондов под контролем Нацбанка и поднятия пенсионного возраста. Возможно, что реформирование пенсионной системы в Казахстане со временем потребует от правительства трансформации обязательной накопительной системы в добровольную и одновременного возврата к солидарной модели", - заключили в ИПР.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.