Фракция "Ак жол" не поддержала законопроект "Об обязательном медицинском страховании"
Астана. 24 сентября. Kazakhstan Today - Фракция "Ак жол" не поддержала законопроект "Об обязательном медицинском страховании", рассмотренный вчера в мажилисе.
Как заявил лидер "Ак жола" Азат Перуашев вчера в мажилисе в ходе обсуждения законопроекта "Об обязательном медицинском страховании", фракция не поддерживает законопроект, передает Kazakhstan Today.
"Необходимо признать, что рассматриваемый законопроект существенно в лучшую сторону отличается от той концепции, которая была презентована летом текущего года в НПП. Тогда нашу критику вызвала сама идея введения 5%-ных обязательных отчислений по ФОТ с работодателей и 2% с самих работников, что наряду с аналогичными обязательными пенсионными отчислениями способствовало бы уходу реальной зарплаты в тень. Однако предлагаемое сегодня поэтапное и растянутое по времени внедрение взносов в фонд медицинского страхования по 1-2% в год в значительной степени снимает такие риски. Во всяком случае, мы на это надеемся; а то, как поведет себя экономика на самом деле, покажет реализация этой нормы на практике. В этой связи мы выражаем признательность министерству здравоохранения и соцзащиты, что оно прислушалось к голосам предпринимателей и партии "Ак жол", - сказал А. Перуашев.
В то же время лидер партии отметил, что остался ряд сомнений, которые не снялись в ходе первого чтения.
"Во-первых, та система, которую планируется создать по данному закону, в действительности страхованием не является. В ней отсутствует право страхователя на выбор страховщика, отсутствует конкуренция между участниками рынка, отсутствует оценка индивидуальных рисков и индивидуальной ответственности, на основе которых определялась бы сумма страхования и размер страховой премии. Уже по этим признакам можно сказать, что речь не о страховании, как рыночной и конкурентной услуге. Речь идет о введении дополнительного налога на фонд заработной платы, имеющего целевое назначение. Но в таком смысле, эта система противоречит и принципам современной налоговой политики, где мы давно отказались от целевых налогов, таких как уже забытые всеми дорожный налог, налог на бездетность и т.д.", - считает А. Перуашев.
По его мнению, госорганам "было бы честнее назвать эту старую/новую реформу отрасли тем, чем она и является".
"По всей видимости, ее (реформы) главной причиной служит нехватка средств для обеспечения действующей системы здравоохранения. Это вынужденная мера, чтобы "заткнуть дыру" в отрасли и не оставить без медицинского обслуживания малообеспеченное население. Как только мы об этом скажем открыто - все становится на свои места, все всем понятно и не надо больше объяснять: почему и для чего нужна эта реформа. Конечно, нужна и понятно почему. Тем не менее, даже принимая эту реформу, нужно определиться, особенно учитывая негативный опыт в прошлом, какие механизмы будут созданы для защиты средств такого фонда, во-первых, от коррупции, а во-вторых, от инфляции и девальвации, и в целом - от неэффективного управления", - сказал лидер "Ак жола".
Он отметил, что в предлагаемом формате не учитываются расходы самих работодателей на медицинское обслуживание своих работников. Между тем на ряде предприятий работают собственные поликлиники и профилактории, оказывающие широкий спектр медицинских услуг - от осмотра, профилактики и до лечения - в основном за счет работодателя. Либо действуют корпоративные договоры с поликлиниками на такие слуги. "Это нормальная и цивилизованная практика. Почему бы эти расходы работодателя не включать в зачет при начислении платежей в фонд медицинского страхования? Тем более, что такие расходы могут оказаться больше предлагаемых взносов. Либо другой вариант - гарантировать, что оплаченные ими суммы вернутся в те медучреждения, с которыми они уже работают. В противном случае становится непонятно, какая судьба ждет корпоративное медобслуживание после создания этого фонда? Не подтолкнем ли мы компании к закрытию своих существующих клиник или расторжению прежних корпоративных договоров на медобслуживание работников? И самое главное - это все проблемы входа средств в фонд, но есть и вопросы по их контролю на выходе. Почему увеличение финансирования на систему здравоохранение через создание фонда мы не привязываем четко к повышению качества медицинских услуг? Полагаю, что вполне справедливо ожидать: раз платишь больше - то можешь законно рассчитывать на большее внимание и заботу", - считает депутат.
Он подчеркнул, что никакие дополнительные платежи не дадут нужной отдачи, "если мы не будем ставить обязательным условием новых денежных вливаний синхронное повышение качества медицины".
"Мы в действительности видим искреннее и очень добросовестное отношение руководства Минздрава к этим вопросам. Но я, по крайней мере, лично, не увидел их решения в предложенном законопроекте. Считаю, что во втором чтении нужно учесть сказанное, и готов помогать разработчикам. А до того, к сожалению, я не могу поддержать данный законопроект", - резюмировал А. Перуашев.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.