Kazakhstan Today: В 2006 году компания "Эйр Астана" объявила о том, что намерена выйти на Лондонскую биржу. Когда компания планирует выход на IPO? Чьи акции будут выставлены? Правительства Казахстана или компании "BAE Systems Ltd"?
П. Фостер: Вопрос первичного публичного размещения акций АО "Эйр Астана" - в планах авиакомпании. Конкретные параметры размещения на данном этапе не определены.
Kazakhstan Today: Сколько самолетов в настоящее время компания взяла в "мокрый" и операционный лизинг? Какие планы на будущее компания строит касательно подписания договоров лизинга?
П. Фостер: В настоящее время в авиапарке "Эйр Астаны" имеется 14 воздушных судов западного производства, эксплуатируемых на основании договоров лизинга: три Boeing 737-700\800, четыре Boeing 757-200, пять Fokker-50 и два Airbus A-320. С начала этого года авиапарк "Эйр Астаны" увеличился с 11 до 14 воздушных судов. И к началу 2007 года еще два ВС пополнят авиапарк компании, в том числе 11 июля "Эйр Астана" осуществила приемку нового воздушного судна А-320, которое прибудет в Казахстан в начале августа после завершения послепоставочных модификаций. Приемка этого нового воздушного судна была проведена на заводе компании "Эйрбас" в Тулузе. Таким образом, общее количество ВС, находящихся в операционном лизинге у "Эйр Астаны", на начало 2007 года составит 16 единиц в соответствии с десятилетней стратегией развития авиакомпании до 2015 года. Согласно планам авиакомпании, к 2014 году парк ВС составит 34 единицы современной западной техники, в том числе это новые широкофюзеляжные дальнемагистральные ВС, которые будут эксплуатироваться на ряде направлений в страны Европы и Азии. При этом авиакомпания планирует наряду с операционным лизингом также приобретать воздушные суда в собственность. В ближайших планах "Эйр Астаны" - размещение заказов на производство шести современных реактивных ВС у ведущих мировых производителей.
Авиакомпания "Эйр Астана" эксплуатирует в "мокрый" лизинг воздушные суда АН-24 авиакомпании "Тулпар" для частичного выполнения рейсов по социально значимой программе, субсидируемой государством, с целью обеспечения воздушных сообщений между областными центрами и столицей Астаной. Также в летний сезон авиакомпания "Эйр Астана" использует в "мокрый" лизинг воздушные суда ТУ-154 авиакомпании "Саяхат" для выполнения дополнительных, чартерных рейсов из регионов Казахстана в Германию. Это объясняется неспособностью некоторых аэропортов республики принимать воздушные суда западного производства.
Kazakhstan Today: Ранее компания намеревалась отказаться от лизинга самолетов Fokker-50. Сохранились ли данные планы? Если да, то когда "Эйр Астана" завершит операционный лизинг?
П. Фостер: Срок договора об операционном лизинге воздушных судов типа Fokker-50 авиакомпании "Эйр Астана" истекает в следующем году. На данный момент вопрос о продлении этого договора находится на стадии рассмотрения.
Kazakhstan Today: В СМИ продолжает поступать информация о поломках Fokker-50. Каково на сегодняшний день техническое состояние Fokker-50?
П. Фостер: Техническое состояние всех ВС авиакомпании "Эйр Астана", в том числе и ВС типа Fokker-50, полностью соответствует нормам летной годности.
Kazakhstan Today: В 2006 году правительство Казахстана заявило о создании в РК крупной региональной авиакомпании. Как "Эйр Астана" собирается конкурировать с новой авиакомпанией? Намеревается ли "Эйр Астана" и дальше осуществлять рейсы в регионы республики?
П. Фостер: Авиакомпания "Эйр Астана" положительно относится к новому этапу своего развития и появлению нового конкурента на рынке внутренних авиаперевозок. Десятилетний стратегический план развития АО "Эйр Астана", разработанный в конце 2005 года, ставит перед собой две основные цели - расширение авиапарка и непрерывное улучшение услуг, предоставляемых пассажирам. На данный момент корректировка или изменение планов относительно географии полетов с учетом появления новой авиакомпании не производилась.
Kazakhstan Today: Какова на сегодняшний день казахстанская составляющая в штате авиакомпании? Назовите причины, по которым ключевые позиции в "Эйр Астане" занимают иностранные граждане.
П. Фостер: На сегодняшний день штат АО "Эйр Астана" составляет 1567 сотрудников. Из них 1542 - граждане РК и 25 человек - иностранные граждане, в том числе работающие в зарубежных представительствах АО "Эйр Астана". Топ-менеджмент компании составляют 14 человек, из них 7 - граждане РК и 7 - иностранные граждане. Все иностранные менеджеры являются высококвалифицированными специалистами в авиационной сфере, обладающими богатым опытом работы в ведущих авиакомпаниях мира. Именно поэтому привлечение иностранных менеджеров осуществляется с целью обеспечения наибольшей эффективности деятельности авиакомпании и уровня предоставляемых услуг, сопоставимого с сервисом известных мировых авиакомпаний.
Kazakhstan Today: В последнее время участились случаи задержки рейсов "Эйр Астаны", отмечается острая нехватка мест на "бортах" авиакомпании. С чем это связанно? Как вы намерены решать эти проблемы?
П. Фостер: Средний показатель авиакомпании по пунктуальности выполнения полетов с начала 2006 года составляет 81%, что соответствует средним мировым показателям пунктуальности выполнения регулярных рейсов и превышает аналогичные показатели многих ведущих мировых авиаперевозчиков.
Средний коэффициент загрузки на рейсах авиакомпании "Эйр Астана" в летний период составляет 73%. По мере роста спроса на авиаперевозки "Эйр Астана" наращивает частоту выполнения регулярных рейсов с учетом ограничений по приему современных воздушных судов взлетно-посадочными полосами ряда аэропортов Казахстана, а по международным направлениям - при условии предоставления слотов в зарубежных аэропортах и в рамках двусторонних договоренностей между авиационными властями и назначенными перевозчиками партнерских стран.
В целях удовлетворения растущего спроса в первом полугодии этого года "Эйр Астана" ввела дополнительные частоты и увеличила провозные емкости. Кроме того, реализация планов авиакомпании по расширению авиапарка позволит удовлетворить растущий спрос пассажиров в будущем.
Kazakhstan Today: Каковы планы авиакомпании по выходу на новые рынки? Собирается ли "Эйр Астана" открывать новые направления?
П. Фостер: Безусловно, авиакомпания "Эйр Астана" имеет планы по расширению карты выполняемых маршрутов. С начала 2006 года "Эйр Астана" уже открыла два новых маршрута: один региональный (Алматы - Караганда - Алматы) и один международный (Атырау - Стамбул - Атырау). Что касается ближайших планов на этот год, то авиакомпания намерена открыть маршруты по внутренним направлениям: из Атырау в Уральск и Актобе, а также в октябре - регулярный маршрут Алматы - Бангкок - Алматы. Вопрос об открытии других международных маршрутов сейчас находится на стадии проработки и изучения.
Kazakhstan Today: По информации экспертов, авиакомпания "Эйр Астана" систематически нарушает правила IATA в части тарифообразования. Среди нарушений называются такие факты, как создание в республике генерального агента, отсутствие собственных касс по продаже билетов и т. д. Как вы прокомментируете данную информацию?
П. Фостер: Авиакомпания "Эйр Астана" осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РК и международными авиационными требованиями, являясь полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта - IATA.
Kazakhstan Today: Ранее "Эйр Астана" заявляла о том, что до 2015 года планирует увеличить до 34 единиц парк воздушных судов. Какой объем средств предполагается затратить на данную программу? Где и какие именно типы воздушных судов "Эйр Астана" будет закупать?
П. Фостер: Сумма предполагаемых затрат на данную программу является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению. Выбор места приобретения ВС и их типа будет зависеть от предложений лизингодателей на рынке.
Kazakhstan Today: Каковы экономические показатели авиакомпании с начала 2006 года?
П. Фостер: Производственные и финансовые показатели АО "Эйр Астана" за январь - май 2006 года: общий налет часов составил 19 430,13 часа, перевезено пассажиров 507 975 человек, пассажирооборот - 1 033 360 пассажиро-километров, доходы - 15 791 341 000 тенге, расходы - 15 425 846 000 тенге, чистый доход - 365 495 000 тенге. Данные предоставлены без аудиторского подтверждения.
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна