С 1 сентября стартует пилотный проект подушевого финансирования общеобразовательных школ
Алматы. 30 апреля. Kazakhstan Today - С 1 сентября в четырех регионах Казахстана стартует пилотный проект подушевого финансирования общеобразовательных школ, передает Kazakhstan Today.
"С 1 сентября в четырех регионах страны стартует пилотный проект так называемого подушевого финансирования общеобразовательных школ. Как заявляют инициаторы очередной реформы в системе образования, учебные заведения станут бороться за учеников, от количества которых и будет зависеть объем финансирования альма-матер. При этом всех нас ждет немало новшеств. В частности, появятся ограничения по количеству учеников в классе, а тестирования при приеме в школу могут быть узаконены", - пишет газета "Время".
По словам президента АО "Финансовый центр" Министерства образования и науки Забиры Оразалиевой, пилотным проектом будет охвачено 50 школ. Его пионерами станут Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Актюбинская и Южно-Казахстанская области.
"В проекте участвуют как крупные городские, так и небольшие сельские школы, лицеи и гимназии, учебные заведения для одаренных детей. Неважно, какой величины населенный пункт, в котором они располагаются, - главным было охватить разнообразные виды школ. Пилотный проект мы начнем с 1 сентября 2013 года, а с 2015 года подушевое финансирование будет внедрено во всех казахстанских школах, которых у нас более семи тысяч. Реформа не коснется только частных и малокомплектных учебных заведений. В то же время Казахстан перейдет на 12-летнее образование", - сообщила З. Оразалиева.
Она отметила, что до сих пор в Казахстане не было фиксированной стоимости обучения одного ученика. "В зависимости от региона суммы могли отличаться более чем вдвое. Самое низкое финансирование учащегося - в переполненных в основном городских школах. Иногда оно составляет менее 100 тысяч тенге в год на одного ученика. А в сельских, где, наоборот, мало учащихся, оно доходит до 400 тысяч тенге. Дело все в том, что сейчас на содержание учебного заведения из бюджета выделяется фиксированная сумма, которая не зависит от количества школьников. Подушевое финансирование призвано сломать эту неэффективную систему и, если так можно выразиться, выравнять эти расходы. Предполагается, что в среднем затраты на одного учащегося будут составлять около 200 тысяч тенге в год. Начнет действовать принцип "деньги - за учеником". При этом будет определен норматив заполняемости классов: не более 25 учеников в городских школах и не более 20 - в сельских", - проинформировала президент АО "Финансовый центр".
"Если в классе окажется больше учеников, чем положено, государство не будет платить за "лишних". Это делается для того, чтобы решить проблему переполненных школ. Ведь набрать можно любое количество учащихся и посадить 40 человек в один класс. Есть определенные санитарные нормы, которым наши учебные заведения должны соответствовать. Кстати, в 2015 году эта норма коснется не только первоклашек, но и всех остальных учащихся - их в классах должно быть не более 25 или 20 человек, соответственно", - сказала она.
З. Оразалиева отметила, что главная цель заключается в том, чтобы повысить квалификацию учителей, а значит, и качество образования. "В каждой школе будет сформирован свой стимулирующий фонд, за счет которого будут поощряться лучшие педагоги - те, кто готовит участников и победителей олимпиад, внутришкольных соревнований, совершенствует свою квалификацию. И среди учителей в результате возникнет конкуренция. Сейчас средняя зарплата школьного педагога высшей категории, работающего на две ставки, - 120-140 тысяч тенге. Нововведения позволят им получать ту же сумму, работая вдвое меньше", - сказала она.
Она пояснила, что стимулирующий фонд начнет действовать при каждой школе. Государство будет выделять 10% сверх той суммы, которую учебное заведение получит в зависимости от количества учащихся. Например: если в школе сто учеников, она получает 20 млн тенге на их обучение плюс 2 млн - в стимулирующий фонд.
Распределять эти деньги будет наблюдательный совет, в который войдут активные родители, директор школы, возможно, завуч, который будет знать уровень преподавания каждого учителя.
"По задумке, наблюдательный совет - не родительский комитет, у него будут более серьезные полномочия. Будут четко разграничены полномочия, директор должен будет согласовывать с членами совета свои действия, без их одобрения он даже не сможет принять на работу нового учителя. Наблюдательный совет будет следить за распределением средств стимулирующего фонда", - отметила З. Оразалиева.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.