В Казахстане ужесточены требования к ЕНТ
В прошлом году категория тестов относилась к легким. Это привело к тому, что количество получивших "Алтын белгі" возросло. Резко увеличилось количество выпускников школ, которые на ЕНТ набрали 125 баллов. Если следовать теории тестологии, то оценка знаний была произведена необъективно. Поэтому теперь трудность заданий несколько повышена", - сказал директор городского центра новых технологий в образовании Темирхан Тасбулатов в ходе "прямой линии" с читателями газеты "Вечерний Алматы".
Кроме того, по словам Т. Тасбулатова, в этом году дана большая возможность действиям представителей Министерства образования и науки, которые выедут на места при проведении экзаменов.
Если раньше у ученика при сдаче ЕНТ, например, обнаруживался сотовый телефон или он мешал другим детям в процессе тестирования, представитель МОН РК не мог самостоятельно принять решение об удалении такого выпускника из аудитории. Он должен был передать этот вопрос на рассмотрение государственной комиссии, которая работала в этом учебном заведении. Там же, как правило, проявляли лояльность к нарушителю, оставляя его дальше сдавать экзамен. В этом году представитель Министерства образования уже имеет право удалить "отличившегося" из аудитории без согласования с госкомиссией. То есть требования к процедуре экзамена будут ужесточены", - пояснил Т. Тасбулатов.
Он также отметил, что в этом году "будут использоваться глушители мобильников. Это делается для того, чтобы все тестируемые находились в равных условиях".
Как сообщалось ранее, базу национального тестирования для выпускников школ в Казахстане планируется дополнить логическими заданиями. Как следует из плана мероприятий по реализации госпрограммы развития образования на 2011 - 2020 годы, предложения по пополнению базы тестовых заданий национального тестирования, в том числе заданиями логического характера, будут представлены в правительстве в IV квартале 2011 года.
Необходимо совершенствовать ЕНТ. Выдвигались предположения о его разделении на два этапа, но анализ показал, что и в действующем формате ЕНТ играет положительную роль, воспринимается обществом. Поэтому на данном этапе его формат менять не будем", - сказал глава ведомства Бахытжан Жумагулов 19 января 2011 года.
При этом он подчеркнул, что качество самих тестов необходимо улучшать. "Совсем другое дело - качество и содержание тестов. Их надо серьезно совершенствовать", - заявил он.
Министр также отметил, что "на уровне школ и местных исполнительных органов необходимо строго обеспечить прозрачность и прохождение ЕНТ без каких-либо нарушений".
Как сообщил в одном из своих выступлений Б. Жумагулов, "сегодня не стоит вопрос об отмене ЕНТ, стоит вопрос только о его дальнейшем совершенствовании".
В целом действующий формат ЕНТ является достаточно объективным инструментом оценки знаний выпускников школ и обеспечивает гражданам равные правовые возможности для получения доступа к высшему образованию", - считает Б. Жумагулов.
Как сообщил в своем письме в редакцию газеты "Время" педагог из Павлодара Давид Ганелин, "показуха ЕНТ нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству".
Два сильных в математике парня, стабильно набиравших по предмету 25 из 25 баллов, на ЕНТ написали на 20 баллов. Спрашиваю, в чем дело, отвечают - не привыкли работать в таком шуме, когда все вокруг ведут консультации по телефону, да еще и тебя бесконечно дергают", - рассказывает Д. Ганелин.
Сборные учителей по каждому предмету сидят с мобильниками и дают советы. И так в каждой школе. Обнаружить "сопровождение" ученика во время ЕНТ при желании ничего не стоит, но не обнаруживают. Отсюда вывод: организовано все сверху, централизованно. Показуха нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству", - считает педагог.
Газета также привела мнение политолога Досыма Сатпаева. "В том же Таджикистане, как утверждают эксперты, около 10% населения - неграмотные люди. Но эта страна пережила гражданскую войну. В Казахстане благодаря постоянным экспериментам над системой образования читать и писать люди еще умеют, а вот применить свои знания не могут, потому что знания эти ниже плинтуса", - считает Д. Сатпаев.
Между тем агентство Kazakhstan Today уже в течение года проводит собственный опрос граждан об эффективности ЕНТ. Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство респондентов, принявших участие в опросе на сайте Kazakhstan Today, считают, что существующая в Казахстане система ЕНТ не дает объективной оценки знаний учеников.
На вопрос "Считаете ли Вы, что система ЕНТ дает объективную картину оценки уровня знаний учеников?" положительно ответили только 9% участников опроса.
39% опрошенных считают, что ЕНТ - это ответы наугад. Еще 43% респондентов отмечают, что ЕНТ может служить только промежуточным механизмом оценки знаний для подготовки учеников к экзаменам.
За ответ "Другое" проголосовали 9% отвечающих.
Всего в опросе приняло участие 6089 человек.
Также результаты исследования ЦСПИ "Стратегия" показали, что, если сравнивать с советской системой образования, современное казахстанское образование проигрывает в вопросах качества образования и методического обеспечения учебного процесса.
Кроме того, по результатам опроса населения в рейтинге актуальных проблем школьного образования на первых позициях стоят такие проблемы, как нехватка, дороговизна, изношенность и плохое качество учебников (49,1%), слабая материально-техническая база школ (22,5%), компетентность учителей (16,1%), денежные поборы, коррупция в школе (13,6%), низкое качество обучения (9,3%).
Между тем в России могут отменить ЕГЭ. Предположение об отмене ЕГЭ, который в России является одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы, высказал в эфире программы "Утро России" член комиссии Общественной палаты по развитию образования Ефим Рачевский, сообщает "Вести.Ru".
Как сообщается, на сайте Министерства образования и науки можно прочитать проект нового образовательного стандарта для старшей школы. А впереди общественные обсуждения. Этот проект вызвал непонимание как со стороны родителей, так и самих учителей.
Главное новшество - это возможность выбирать, какие предметы ученики старших классов будут изучать на минимальном уровне, а какие более серьезно и основательно. Отсюда и количество часов, отводимых на изучение предмета. Кроме того, предлагаются предметы общие для всех: физкультура, ОБЖ и "Россия в мире".
Министерство обещает доработать документ, если нынешний вариант не получит общественного одобрения.
Е. Рачевский пояснил, на что нацелен новый стандарт. "Если мы хотим по-прежнему радоваться росту цен на нефть, то ничего менять не надо. Если мы хотим двигаться по инновационным рельсам, смазанным нанотехнологическими элементами, то в школах, вузах, колледжах, детских садах надо менять стандарты и менять очень сильно", - подчеркнул он.
Е. Рачевский уточнил, что вводится не три обязательных предмета, а значительно больше. Государство гарантирует 37 предметов в неделю, сказал Е. Рачевский. При этом заметил, что если только эти предметы взять и учить, а остальные нет, то невозможно будет получить аттестат.
Он также рассказал, как будет меняться ЕГЭ в связи с новым стандартом. "Я не исключаю, что, может быть, и ЕГЭ тогда не будет", - заявил Е. Рачевский, напомнив, что новый стандарт вводится в 2020 году.
Напомним, что председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает, что эксперимент по введению в России ЕГЭ провалился. "Организаторы эксперимента по введению ЕГЭ ставили восемь целей... мы проанализировали все восемь лет эксперимента, и выводы комиссии очень просты: ни одна из восьми целей не была достигнута", - сказал С. Миронов, ссылаясь на выводы независимой общественной комиссии.
Фото: baby.yvision.kz.