Ак жол предложил рассмотреть новые меры поддержки предприятий в СЭЗ
Астана. 12 декабря. Kazakhstan Today - Вчера в ходе заседания правительства депутат Азат Перуашев от имени фракции ДПК "Ак жол" предложил рассмотреть новые меры поддержки предприятий в Свободных экономических зонах, передает Kazakhstan Today.
Как сказано в депутатском запросе А. Перуашева на имя премьер-министра, 30 июня 2010 года Казахстан ратифицировал "Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны", в соответствии с которым в отношении товара, вывозимого со специальной экономической зоны и признанного товаром Таможенного союза по критериям достаточной переработки товаров, ввозные таможенные пошлины не подлежат уплате до 1 января 2017 года.
"Этот срок определен как переходный период, после которого все преференции, включая освобождение от таможенных пошлин, прекращают свое действие. Аналогичная ситуация складывается и с таможенным режимом свободного склада, для которого также установлен переходный период по отмене таможенных льгот с 2017 года", - сказал А. Перуашев.
Он также отметил, что "Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада", применение даже действующих таможенных преференций не распространяется на предприятия, включенные в реестр с 1 января 2012 года.
Сегодня на территории Казахстана функционируют 6 СЭЗ, из которых активно действуют четыре, а именно "Астана - новый город", "Морпорт Актау", "Парк информационных технологий" и "Онтустик".
Остальные - СЭЗ "Бурабай" (Щучинский район) и СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" (Атырауская область) находятся в начальной стадии.
За период функционирования на строительство и развитие инфраструктуры СЭЗ из республиканского бюджета было израсходовано около 97 млрд. тенге, сообщается в запросе.
По информации мажилисмена, в настоящее время отечественные товаропроизводители, осуществляющие свою деятельность в СЭЗ, обеспокоены складывающейся ситуацией и находятся в неведении относительно дальнейшей судьбы этих зон.
"Ранее СЭЗ были привлекательными именно по причине предоставлявшихся льгот. Поэтому туда заходили инвесторы, как правило, с крупными долгосрочными проектами, для которых выход на рентабельность имел перспективы только с учетом государственных преференций. На реализацию подобных проектов бизнесом было вложено более 300 млрд тенге частных инвестиций, многие проекты ещё находятся в стадии реализации. Но теперь их способность выйти на точку безубыточности и оправдать вложенные средства представляется весьма неопределенной", - сказал А. Перуашев.
Что касается свободных складов, депутат отметил, что несмотря на оговорку о неприменении преференций к предприятиям, включенным в реестр с 1 января 2012 года, таможенные органы продолжали освобождать от уплаты таможенных пошлин компании, вводившие таможенный режим свободного склада и после указанного срока. В этой связи целый ряд товаропроизводителей, учитывая снижение таможенной нагрузки, пересмотрели ценовую политику и снизили отпускные цены на свою продукцию.
"В результате этого конкурентоспособность этих товаропроизводителей выросла, что позволило им расширять производство и открывать новые рабочие места. Однако уже через год таможенные органы произвели разовое доначисление сумм, за предоставленные государством преференции, за весь период применения задним числом. Это привело к резкому скачку себестоимости продукции, падению реализации и необходимости сокращения производства и рабочих мест", - сказал А. Перуашев.
По его информации, компании, о которых шла речь, потратили огромные суммы, но остались один на один с финансовым трудностями, образовавшимися "по причине некомпетентного применения норм законодательства таможенными органами в 2012 году".
"В результате, некоторые из предприятий обанкротились и были ликвидированы, другие продолжают бороться за выживание. Никакого содействия бизнесу в поиске более гибкого решения создавшейся проблемы оказано не было. Между тем, глава государства постоянно требует от государственных органов и государственных служащих всемерно содействовать сохранению и развитию бизнеса", - отметил А. Перуашев.
Он подчеркнул, что на данном этапе Казахстан находится в преддверии вступления в ВТО, что потребует внесения и других изменений в национальное законодательство. Аналогичным образом это накладывает и дополнительную ответственность на госорганы в части изыскания мер поддержки и защиты отечественных производителей, в том числе путем применения более гибких и приемлемых методов по исполнению этих норм.
"Наша общая задача - помочь национальному бизнесу выстоять и усилиться, а не способствовать его самоликвидации", - сказал мажилисмен.
В этой связи депутатская фракция ДПК "Ак жол" предложила правительству и уполномоченным ведомствам рассмотреть возможности по более гибкому исполнению обязательств компаний, применявших режим свободного склада после включения в реестр с 1 января 2012 года, а также по изучению иных возможных мер национального экономического протекционизма в условиях Таможенного союза и ВТО с учетом очевидной перспективы появления схожих ситуаций и в будущем.
Также предлагается изучить новые меры поддержки предприятий в Свободных экономических зонах, например, путем введения дифференцированных ставок НДС, поскольку отраслевые ставки широко применяются странами ВТО, а СЭЗы РК организованы именно по отраслевому принципу.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.