Счетный комитет подверг критике реализацию госпрограммы "ДКБ-2020"
За 2,5 года в среднем 14,6% участников Программы не уплачивали в бюджет индивидуальный подоходный налог.
Астана. 11 ноября. Kazakhstan Today - Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета подвел итоги аудита реализации Программы "Дорожная карта бизнеса - 2020" и использования средств республиканского бюджета, выделенных Министерству национальной экономики Республики Казахстан, сообщили в пресс-службе комитета.
"Средства на сумму 13 909,1 млн тенге, предусмотренные паспортом бюджетной программы для оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, направлены субъектам крупного предпринимательства. В 2013-2015 годах менее 0,5% от общего количества таких участников, уплативших свыше 1 млрд тенге КПН, сформировали от 17 до 32% поступившей в бюджет от всех участников Программы суммы КПН", - сообщили в комитете.
При этом отмечается, что совокупный годовой доход СЧП, принявших участие в Программе с 2013 по 2015 год, увеличился всего на 1%, в то время как их налогооблагаемая база сократилась более, чем в 3 раза. За 2,5 года в среднем 14,6% участников Программы не уплачивали в бюджет индивидуальный подоходный налог.
В 2014-2015 годах 13% от общего количества предпринимателей, получивших государственную поддержку в Фонде "Даму" на сумму 4567,5 млн тенге, сдали налоговую отчетность с нулевыми показателями. Свыше 30% лиц, получивших микрокредиты в 2014-2015 годах в АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", не были зарегистрированы в налоговых органах, причем в Западно-Казахстанской, Актюбинской и Алматинской областях их число в отдельные периоды превышало 50%", - проинформировали в органе финконтроля.
Также отмечено некачественное планирование мероприятий Программы, неоднократные корректировки объемов финансирования. В результате без соответствующих расчетов и обоснований из республиканского бюджета были выделены целевые трансферты на сумму 14,2 млрд тенге.
"Целесообразность отвлечения средств из ЕНПФ по инструментам субсидирования и гарантирования Единой программы "Дорожная карта бизнеса - 2020" на пополнение оборотных средств при отсутствии требований по увеличению среднегодовой численности рабочих мест, росту доходов, росту объема уплачиваемых налогов в бюджет на 10% от соответствующих показателей после реализации проекта вызывает сомнение вследствие наличия социальных рисков, связанных с чувствительностью общества к вопросам пенсионных накоплений", - сообщили в комитете.
Отсутствие ответственности МНЭ и координаторов в регионах приводит к перечислению средств бюджета и Национального фонда в АО "Фонд "Даму" без учета реальной потребности, считают в комитете.
Это привело к формированию с 2010 года в данном АО устойчивых свободных остатков, составивших на 1 января 2016 года 16 020,9 млн тенге, на которые за 2,5 года получено банковское вознаграждение в размере 1024,6 млн тенге", - говорится в сообщении.
Как отметили в комитете, завершенные объекты производственной инфраструктуры зачастую эксплуатируются предпринимателями без регистрации имущественного права и без передачи эксплуатирующим организациям и соответственно не участвуют в формировании доходной части бюджета.
По оценке комитета, из 126 731,1 млн тенге, охваченных государственным аудитом, выявлены финансовые нарушения на сумму 19 511,8 млн тенге, неэффективно использованные средства - на 62 755,3 млн тенге, 51 системный недостаток и 109 процедурных нарушений.
В ходе государственного аудита обеспечено выполнение работ, оказание услуг, поставка товаров, восстановление по учету на общую сумму 8948,0 млн тенге, в бюджет возмещено 3122,6 млн тенге. К административной ответственности привлечены семь должностных лиц, оплачены административные штрафы на сумму 2,0 млн тенге.
По итогам заседания даны рекомендации правительству по внесению изменений в Кодекс "Об административных правонарушениях", закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и иные нормативные правовые акты по усилению финансовой дисциплины, в закон "О государственном аудите и финансовом контроле" в части введения понятий "упущенная выгода" и "причиненный ущерб", а также распространения функций государственного аудита и финансового контроля на получателей бюджетных средств и конечных исполнителей в полном объеме. Кроме того, даны рекомендации по формированию Схемы размещения производительных сил Республики Казахстан, а также по вопросу размещения средств операторов финансовой и нефинансовой поддержки в органах Казначейства.
Министерствам национальной экономики и финансов, акимам областей, городов Астаны и Алматы, фонду "Даму", Национальной палате предпринимателей "Атамекен" поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений.
Отдельные материалы государственного аудита будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений, проинформировали в комитете.