В Казахстане предложили проверить нацкомпании на предмет прибыльности и результативности
Анализ показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202). В этой сфере в основном "преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм".
Астана. 21 ноября. Kazakhstan Today - Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции выражает обеспокоенность участившимися фактами коррупции в квазигосударственном секторе, сообщила пресс-служба ведомства.
Согласно сообщению, в результате мониторинга агентством выявлены серьезные коррупционные риски в квазигосударственном секторе. Анализ показал рост коррупционных правонарушений в данном направлении почти в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом (с 143 до 202). В этой сфере в основном "преобладают факты хищения, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество при осуществлении закупок и реализации госпрограмм", передает Kazakhstan Today.
В ведомстве напомнили, что Антикоррупционной службой изобличены зампредседателя правления АО "Байтерек Devolopment" Джакупов, руководитель Дирекции по реализации госпрограмм Айтимбетов, управляющий директор Сариев, которые наладили преступную схему по получению взяток от 13 организаций в Уральске, Кокшетау, Атырау, Актобе, Таразе, Талдыкоргане за лоббирование их интересов при строительстве арендного жилья в рамках госпрограммы "Нурлы жол".
По данным пресс-службы, коррупционные преступления руководителями "Байтерек Devolopment" совершались в течение длительного времени на системной основе, при этом каждому из них отводилась определенная роль. В рамках госпрограммы "Нурлы жол" "Байтерек Devolopment" определен основным оператором по строительству арендного и кредитного жилья для социально уязвимых слоев населения. Одним из главных предпосылок создания коррупционных рисков в АО "Байтерек Devolopment" являлось право самостоятельно устанавливать порядок отбора застройщиков и определять им соответствующие требования.
Анализ выявил целый ряд дискреционных и коррупциогенных норм в деятельности "Байтерек Devolopment": прием заявок от застройщиков осуществляется исключительно напрямую путем обращения в АО (в бумажном формате); необоснованно определен значительный перечень представляемых документов (всего 43); процесс рассмотрения документов сведен к прохождению многочисленных этапов, при этом оператор наделен правом отправить проект на доработку либо вообще отказать в его рассмотрении; состав комиссии по отбору проектов состоит исключительно из руководителей и представителей заинтересованных подразделений АО. Искусственно созданные барьеры, отсутствие открытости, широта дискреционных полномочий, безусловно, явились условиями для коррупции", - подчеркнули в ведомстве.
Аналогичные преступления с участием первых руководителей пресечены в госкорпарациях "Астана ЭКСПО-2017", АО "НК"СПК "Астана", СПК "Жетысу", АО "КТЖ", АО "Казахтелеком", АО "Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", АО "КазМунайГаз Онімдері" и других. Анализ показал, что из всех зарегистрированных коррупционных преступлений в квазигосударственном секторе 55% (112) совершается в рамках закупок.
Как отмечается в сообщении, "первопричиной сложившейся ситуации стало отсутствие единых подходов при осуществлении закупок, информационно-аналитической платформы, недостаточный уровень прозрачности, преобладание административных способов регулирования. Вместе с тем документы не проходят процедуры публичного обсуждения, согласования, проведения экспертизы, регистрации в органах юстиции как нормативные правовые акты. Их разработка и утверждение отданы на откуп самим холдингам и компаниям".
В ведомстве также выявили, что в системе закупок квазигоссектора практически отсутствуют механизмы контроля, не отслеживается ход их проведения и не публикуются результаты, заявки в отдельных компаниях по-прежнему принимаются в бумажном формате.
Для исключения коррупционных рисков в данной сфере агентство предлагает: кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного нормативного правового акта и внедрением современных механизмов электронных закупок; провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования госсредств путем создания специальную рабочей группы из числа представителей заинтересованных госорганов, субъектов квазигосударственного сектора и НПП "Атамекен"; распространить нормы закона "О правовых актах" о порядке разработки, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие и опубликования на внутренние документы квазигосударственного сектора.
Кроме этого, предлагается "рассмотреть вопрос о проведении аудита финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов квазигосударственного сектора, комплексного анализа нацкомпаний и их дочерних организаций на предмет эффективности, прибыльности и результативности; внести соответствующие изменения в Правила отбора и финансирования проектов жилищного строительства в рамках программы "Нурлы жол", исключающие коррупционные и дискреционные нормы, предусмотреть механизмы открытости и прозрачности принимаемых решений с внедрением института общественного контроля".