Транспортная реформа в Алматы направлена на улучшение экологии
Проект в 2011 году был инициирован акиматом города, Программой развития ООН и Глобальным экологическим фондом для выработки решений по улучшению окружающей среды посредством продвижения устойчивого транспорта.
По словам акима, комплексная схема организации дорожного движения до 2023 года включает в себя общие векторы направления развития транспорта. Часть из них уже реализована. В частности, запущены выделенные полосы для общественного транспорта протяжённостью 96 километров. Это позволило увеличить среднюю скорость движения подвижного состава в 1,5 раза, а пассажиропоток - на 30%. Также организовано одностороннее движение на улицах Курмангазы и Шевченко. Аким подчеркнул, что ведение платных парковок позволило снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и увеличить выплаты в бюджет в пять раз. Кроме того, в рамках проекта создан велокоридор от микрорайона Орбита до Зеленого базара, установлено 200 велостанций на 1730 велосипедов.
По данным пресс-службы городского акимата, автобусный парк города обновляется благодаря созданию рыночных отношений и выводу доходов из тени. В частности, за счет бюджета и частными перевозчиками закуплено 675 новых автобусов разной вместимости. Также в городе реализуется проект BRT, ведется подготовка проекта ЛРТ, продолжается строительство линии метрополитена.
Проводимые в городе реформы реализуются в соответствии с программой "Алматы-2020", принятой по принципу краудсорсинга после открытого обсуждения со всеми группами населения, экспертами, международными институтами, бизнесом, общественными организациями и так далее, уточнил аким Алматы.
Очень важный аспект, как сказал наш президент в Пяти институциональных реформах, - это новые взаимоотношения власти и населения, это прозрачность и подотчетность. В нашей программе один из приоритетов называется "Город активных граждан". Мы гордимся тем, что алматинцы очень активные. Мы можем оперативно реагировать, опираемся на них, и горожане помогают нам в решении актуальных вопросов. Второй большой аспект, на который мы опираемся в своих реформах - это стандарты ОЭСР, которые прописаны во всех ключевых документах нашей страны. Нам очень важно реализовать Национальную стратегию на местном уровне, чтобы это все декомпозировать в конкретных индикаторах и действиях", - сказал Бауыржан Байбек.
Он отметил, что ключевой вопрос и основной приоритет программы "Алматы-2020" - это экология.
Все, что мы делаем: транспортная реформа, создание пешеходных зон и велоинфраструктуры, введение платных парковок, выделенные полосы и обновление автобусного парка, перевод ТЭЦ на газ и запрет на строительство высоток южнее проспекта Аль-Фараби - все это направлено на улучшение экологии", - сказал аким.
Конференция "Устойчивый транспорт города Алматы" будет проводить в Алматы в течение двух дней. В мероприятии участвуют представители государственных органов, международные эксперты из Барселоны, Вены, Батуми. На конференции будут представлены результаты, достигнутые проектом, а также рекомендации по дальнейшему продвижению устойчивого транспорта и городской мобильности в городах Казахстана.
Устойчивое развитие городов невозможно без развития транспортной системы. Транспортная реформа считается одной из самых сложных в любом мегаполисе. Важным достижением проекта ПРООН "Устойчивый транспорт" стала разработка КСОДД до 2023 года. Этот документ предложил интегрированный подход к транспортному планированию, и сейчас мы видим положительные результаты в транспортной сфере Алматы. За последние годы интенсивность использования личного транспорта снизилась с 50% до 41% в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего передвижения. Я думаю, что опыт крупнейшего мегаполиса страны станет катализатором изменений по всему Казахстану", - сказала заместитель постоянного представителя ПРООН в Казахстане Мунхтуя Алтангерел.
Как отметили иностранные консультанты проекта, в рамках проекта был не только проведен качественный анализ транспортной системы Алматы, но и определен вектор дальнейшего развития, а местные исполнители проекта получили необходимый опыт.
По их мнению, для более успешного развития транспортной системы в других городах необходимо создание национальной стратегии по улучшению общественного транспорта, совершенствование законодательства, подготовка кадров, внедрение новых технологий и другое.